Тесная связь всех мелодических структур

Завершая анализ, отметим еще раз тесную связь всех мелодических структур, непрерывный и закономерный переход каждого мелодического построения в последующее, что происходит на основе действия механизма тяготений и фиксируется слуховым восприятием как переключение функций материала (когда временное равновесие достигнуто, оно становится ненужным, отбрасывается, отрицается; возникает тяготение к новой опоре и происходит — либо непосредственно, либо через не опорные тоны — переход в нее. Примером такого соотношения, по мнению специалиста прошедшего обучение в китае, могут служить уже первые два мотива задачи). При гармонизации эта связь мелодических построений может быть, как усилена, так и ослаблена — в зависимости от применяемых гармонических средств. Для данной мелодии вполне естествен константный тип гармонизации, так как движение ее неторопливо, ограничивается длительностями не менее счетной доли (четверти), преобладает плавный мелодический рисунок. Однако возможна и избирательная гармонизация (текучий характер с ясным выделением опорных гармоний).
мелодические структурыПриводим несколько вариантов гармонизации с пояснением.
Мелодия гармонизована предельно просто, с учетом средств, соответствующих данной теме. Ясно ощущается равномерная потактовая пульсация, которая учащается лишь в подходе к серединному кадансу в связи с изменением мелодического рисунка и отчетливым выделением двух опор в такте.
Показана избирательная гармонизация па основе тех же скромных гармонических средств. Здесь опорность и неопорность мелодических тонов преломлена гармонически иначе: не опорные тоны в зависимости от мелодического рисунка выражены соответственно ДГТ (при поступенности) или КГТ (при скачках и ходах на терцию), в результате чего возникают смешанные и однородные гармонические комплексы (тонический — в тактах 1 и 5, субдоминантовый — в тактах 2 и 6. Доминантовый— в тактах 3 и 7 и т. д.). Звук соль в такте 4 представлен как: опорный и имеет собственную гармонию.
Голосов пока нет

Другие материалы подшивки