БАЛЕТ Спящая красавица

П.И.Чайковский
Либретто и балетмейстер: М.Петипа

Действующие лица:
Флорестан
Королева
Принцесса Аврора, их дочь
Принцы: Флер де Пуа, Шерри, Шарман, Фортюне
Принц Дезире
Добрые феи: Сирени, Кандид, Флер де Фарин, Виолант, Канареек, Хлебных крошек
Фея Карабосс

Пролог. Крестины принцессы Авроры. Парадный зал в замке короля Флорестана. Входит король с королевой, слуги несут колыбель с дитем. Прибыли феи. Среди них фея Сирени – главная крестная Авроры. Каждая фея одаривает Аврору. Наступает очередь феи Сирени, но едва она хочет подойти к колыбели, как раздается громкий шум – это прибыла фея Карабосс, которую забыли пригласить на праздник, старый дворецкий забыл включить ее в списки. Все встревожены. Появляется Карабосс со своей уродливой свитой. Король и королева умоляют ее простить забывчивого дворецкого. Она злобно хохочет и забавляется тем, что вырывает волосы у дворецкого. Вскоре го его голова становится лысой.
Карабосс проходит к колыбели свою палочку и произносит волшебные заклинания: Принцесса уколет себе палец и уснет вечным сном. Все в ужасе.
Но тут фея Сирени, которая не успела одарить Аврору, склоняется над колыбелью.
-Да, ты уснешь, - сказала фея Сирени, - но не вечным сном. Наступит день – и явится принц, который, влюбившись в твою красоту, поцелует тебя, и ты очнешься от долгого сна.
Взбешенная Карабосс исчезает.
Действие первое. Авроре исполнилось 20 лет. Парк замка Флорестана. Старший дворецкий ловит поселянок, которые уселись с рукоделием у замка. Король хочет их наказать. Принцы, претенденты на руку  Авроры, просят пощадить девушек. Поселянки прощены, но их рукоделия будут сожжены. Начинаются танцы и хороводы.
Появляется Аврора. Принцы поражены ее красотой. Каждый из них старается понравиться ей. Но Авроре никто не нравится, она не хочет замуж. Вдруг Аврора замечает в углу старуху, которая сидит за прялкой и веретеном. Аврора хватает веретено и продолжает танцевать, но внезапно пронзает себе руку. Тут старуха  с прялкой сбрасывает с себя плащ, и все узнают фею Карабосс. Она с адским хохотом исчезает в вихре огня и дыма.
Появляется фея Сирени. Она усыпляет все царство.
Действие второе. Охота принца Дезире. Ему предлагают выбрать невесту. Звучат танцы  герцогинь, маркиз, княжон. Но сердце его молчит. Все удаляются на охоту. Вдруг появляется крестная Дезире, фея Сирени. Она показывает ему тень Авроры и Принц сразу влюбляется в нее. Фея сопровождает его во дворец короля Флорестана.
Дезире устремляется к ложу Авроры, пытаясь ее разбудить. Он целует ее в лоб. И вот чары разрушены. Аврора просыпается. Вместе с ней просыпаются все придворные. Дезире умоляет короля отдать ему руку своей дочери.
-Это ее судьба,- отвечает король и соединяет руки молодых людей.
Действие третье. Свадьба Дезире и Авроры. Появляется король со свитой и женихом. Дивентисмент. Выход балета.
Звучат кадрили – турецкая, эфиопская, африканская, американская. Шествие персонажей волшебных сказок. Большой полонез.
В нем участвуют:
Синяя борода и его жена, кот в сапогах, Золушка и принц, Красавица и Чудовище, Красная шапочка и Волк, Рике-Хохолок и принцесса Эмме, Мальчик с пальчик и его братья, Людоед и Людоедка, Фея Карабосс,  добрые феи (из пролога), фея Сирени, феи (Чистого Золота, Серебра, Сапфиров, Алмазов). Все танцуют кадриль. Апофеоз.  
-font-fi� y"�Jl%� Roman"; mso-bidi-font-family:Arial;mso-fareast-language:RU'>Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Яркие представители классицизма в архитектуре были: Клод Перро, Гарсиа Маркес Габриэль.
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699). Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Классицизм в музыке отличался тем, что содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната.
Настоящей революцией стала оперная реформа Кристофа Глюка.Люлли Жан Батист - основоположник французской оперы, предпочитал простоту выражения и техническое совершенство.

Голосов пока нет

Другие материалы подшивки