КСК Краткосрочные курсы по выбору (учащихся 5 – 6 классов)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                            «Средняя общеобразовательная школа  № 8»
Совет по введению ФГОС ООО
 
Педагогический проект
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КСК
Краткосрочные курсы по выбору
(учащихся 5 – 6 классов)
 
 
 
 
 
Автор проекта:
Красноперова Ирина Николаевна,
учитель музыки МАОУ СОШ № 8
 
 
Чайковский
2015
Содержание
 

Название раздела Стр.
Введение 3 - 6
Актуальность темы проекта 3
Анализ исходной ситуации 3 -4
Проблема 4
Цель, задачи 4
Средства решения проблемы 4 - 5
Ожидаемые результаты 5
Ресурсное обеспечение 5 – 6
Содержание проекта 6 - 12
Сроки и этапы реализации проекта 8
План работы 8 - 9
Система управления и контроль за реализацией проекта 10 - 11
Мониторинг результативности проекта, критерии оценки результата 11 - 13
Риски реализации проекта 13
Перспективы проекта 13
Библиография 13 - 14
Приложения 13 - 24
Приложение № 1 Тезаурус 14 - 15
Приложение № 2 Лист успеха 16
Приложение № 3 Сертификат участника курсов по выбору 16
Приложение № 4 Заявление для родителей 17
Приложение № 5 Положение о краткосрочных курсах 18 - 22
Приложение № 6 Карта наблюдений 23
Приложение № 7 Лист качественной оценки 24

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
  «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного
выбора человека, формирование готовности
и способности действовать на основе постоянного выбора
и умение выходить из ситуации выбора без стрессов»
 (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО
по образованию в ХХI веке).
Актуальность темы
Российская система образования претерпевает сегодня существенные изменения, вызванные ее переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Главной целью и ценностью образовательного процесса остается всестороннее развитие личности ребенка, его творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности к адаптации в стремительно меняющихся социальных условиях жизни. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность, умение выбирать являются ключевыми умениями современного успешного человека. На реализацию этих умений направлен проект краткосрочных курсов по выбору для пятых и шестых классов.
 Актуальность данного проекта обусловлена требованиями ФГОС к обеспечению готовности обучающихся к проектированию образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными запросами. Изменения, произошедшие в нашем обществе, предъявляют новые требования к подрастающему поколению: быть самостоятельными, способными к самообразованию, инициативными.Поэтому развитие индивидуальности каждого ребёнка, формирование его активной жизненной позиции в постижении окружающего мира, приобщение к основам культуры являются наиболее важными и существенными для современного общества.
Появление новых вызовов времени вынуждает школу отвечать на них модернизацией системы образования, поиска новых технологий, методов и форм образовательной деятельности. На данный момент наша школа встала на путь подготовки и реализации ФГОС ООО. Тема работы школы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения».Темаапробационной деятельности нашей проектной группы: «Формирование личностных, познавательных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности учащихся основной школы».
Проанализировав исходную ситуацию в МАОУ СОШ № 8, мы выявили следующее: внеурочная деятельность в средней школе представлена в достаточно малом объеме, нет большого образовательного пространства для выбора деятельности подростков во внеурочное время.
Перед нами встает проблема:как создать определенное образовательное пространство во внеурочной деятельности и при каких педагогических условиях процесс формирования самостоятельности учащихся через умение делать выбор   в образовательном учреждении будет успешным?
Поэтому у нас возникла мысль о создании инновационного проекта «КСК» - краткосрочных курсов по выбору. Данный проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, продолжая основные направления школы и работы школьных методических объединений.
Мы видим решение проблемы в создании этого пространства выбора в основной школе с помощью разработки и апробирования краткосрочных курсов, изменения содержания урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающей право выбора учащимся собственной стратегии действий.
Цель проекта: создание условий для формирования у учащихся способности к осуществлению осознанного выбора различных видов деятельности,получения нового разнообразного опыта, осознания своих интересов и потребностейчерез участие во внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
1.Организовать работу творческой группы учителей по реализации проекта.
2.Оформить нормативно-правовую базу для реализации проекта.
3.Организовать внеурочную деятельность учащихся по выбору курсов по интересам.
4.Сформировать у учащихся умение самостоятельно оценивать и принимать решения.
Краткосрочные курсы предназначены для решения локальных, точно сформулированных задач. В условиях перехода на стандарты второго поколения такие курсы могут стать одним из основных механизмов достижения новых образовательных результатов.
Ожидаемые результаты внедрения КСК:
1.Формирование у обучающихсяметапредметных компетенций: регулятивных, познавательных, коммуникативных:
·        Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность.
·        Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения.
·        Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
2.Формирование у подростков личностных универсальных учебных действий:
·        Готовность и способность к осознанному выбору образовательной деятельности,
·        Способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
3.Обеспечение сбалансированности формирования индивидуально- ориентированного содержания.
4. Формирование способности у учащихся к осуществлению осознанного выбора различных видов деятельности.
5. Организована работаучителей по реализации проекта, оформлена нормативно-правовая база для реализации проекта.
Целевая аудитория:учащиеся 5 - 6 классов.
Партнеры:Учителя предметники, учителя дополнительного образования, классные руководители, родители.
Ресурсное обеспечение:
Временные ресурсы:создание и реализация проекта – ноябрь 2014 – апрель 2015 гг.
Нормативные:
·        Положение о краткосрочных курсах;
·        Образовательные программы краткосрочных курсов, утвержденные директором;
·        Рекомендации по разработке и написанию учебных программ краткосрочных курсов;
·        Список участников по выбору курсов;
·        Документ контроля посещаемости и выполнения программ краткосрочных курсов (журналы учёта);
·        Заявление для родителей;
·        Сертификат участника краткосрочного курса.
Информационные:
Интернет-ресурсы:
·        www.it-n.ru/attachment.
·        nsportal.ru
·        school32-perm.ru
·        www.mai-krkam.edusite.ru
Кадровые:Учителя предметники, учителя дополнительного образования, классные руководители, реализующие свои программы краткосрочных курсов, а также педагоги – тьюторы, сопровождающие детей в данной деятельности.
·        Красноперова И.К., руководитель проекта, учитель музыки.
·        Минлиянова Е.Г., учитель русского языка и литературы, участник проекта.
·        Рогачко Л.А., учитель математики, участник и тьютор проекта.
·        Филык Е.Б., учитель русского языка и литературы, участник проекта.
·        Хафизова С.М., учитель технологии, участник проекта.
·        Петухова Т.М., учитель английского языка, участник проекта.
·        Ясакова Н.В, учитель математики, участник и тьютор проекта.
·        Чаадаева Л.Г.,учительанглийского языка, участник проекта.
·        Ширинкина Е.Н., учитель русского языка и литературы, участник проекта.
·        Заколюкина И.А.учитель английского языка, тьютор проекта.
Организационные:
·        Формирование команды педагогов
·        Определение целевой аудитории
·        Организация образовательного проекта, составление расписания курсов.
·        Организация и проведение мероприятий, связанных с реализацией проекта («Презентация КСК», «Фестиваль КСК»).
Научно-методические:
·        Методические разработки программ краткосрочных курсов.
·        Методические разработки занятий.
·        Совет по введению ФГОС ООО.
·        Работа рабочей группы по разработке и реализации проекта «КСК».
·        Создание информационной базы для знакомства с опытом работы других педагогов школ Пермского края.
Материально-технические:
·        Компьютеры с выходом в интернет.
·        Мультимедиа проектор.
·        Магнитофоны.
·        Принтеры.
·        Сканеры.
·        Материалы для вышивки, изготовления кукол, информативных папок.
·        Материалы для изготовления декораций и костюмов к спектаклям.
Содержание проекта
Смысл внедрения краткосрочных курсов – предоставление качественных актуальных знаний в сжатые сроки. Курсы носят практический, практико-ориентированный характер, личностно- ориентированный.Они дают возможность детям попробовать себя в различных вариантах деятельности, получить новые знания и навыки. Разнообразная тематика краткосрочных курсов позволяет учащимся лучше узнать себя, свои возможности.Курсы могут иметь академическое и неакадемическое содержание, строится на основе компетентностного подхода. Тематика курсов определена возрастом учащихся, их интересами, требованием времени.
Отличительными признаками краткосрочных курсов по выбору являются:
•   содержание краткосрочных курсовнаправлены на развитие познавательных интересов и активности обучающихся, на развитие осознанного отношения к собственному образованию, личностному росту;
•   продолжительность реализации курса – 3 четверть, 4 - 8 часов;
•   организация занятий в деятельностном режиме: большую часть времени на курсе обучающиеся осуществляют самостоятельную практическую деятельность;
•   продуктивный характер курсов: ориентация на создание обучающимися образовательного продукта, в результате чего обеспечивается развитие универсальных учебных действий, осваиваются различные виды деятельностей. К образовательным  продуктам,созданным  обучающимися на КСК, можно отнести: материальные объекты и процессы (сценарии праздников, мероприятий, постановка спектаклей, игровые проекты и изделия детского творчества и т.п.) ;
•   высокая степень выборности  и вариативность.
Программы разрабатываются педагогом по требованиям, прописанным в Положении о краткосрочных курсах по выбору принимаются на Педагогическом совете.
Наполняемость в учебных группах будет составлять от 6 до 15 человек в зависимости от выбора курса обучающихся.Предусмотрен выбор учеником 1 курса из спектра предложенных.Обучающиеся не могут переходить с одного курса на другой до завершения программы КСК.
Публичная презентация КСК проводится заранее, не менее чем за неделю до начала реализации курсов (открытое мероприятие «Презентация КСК» для учащихся параллели 5 классов), где онизнакомятся с тематикой краткосрочных курсов (разработанных педагогами), в ходе которых происходит знакомство с содержанием курса, целями, задачами и продуктом курса. Составляются списки учащихся по группам на курсы по выбору. Составляется расписание.
Процедура оценки образовательного продукта представляет собой специально организованное мероприятие, в ходе которого участники КСК представляют свои продукты.Итоговое событие «Фестиваль КСК», ориентировано на дальнейшую работу КСК.На фестивале пройдет показ конечных продуктов деятельности: создание рекламных представлений для учащихся 4-х классов (реклама своих КСК – проекты,публичные выступления, исследовательские и творческие работы,газета, презентация, агитбригада, спектакль). Обучающиеся демонстрируют свои результаты: сформированные личностные универсальные учебные умения. На фестиваль приглашаются родители, учащиеся других классов и педагоги.После прохождения курса учащиеся пишут отзыв. Оценка образовательного продукта производится по критериям оценивания, разработанным для образовательного продукта данного КСК.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2014 – апрель 2015 года.
Этапы реализации проекта:

Этапы проекта Сроки реализации Основные действия
Подготовительный этап
 
Ноябрь 2014 –
февраль 2015
·        Изучение опыта организации курсов по выбору в ОУ Пермского края
·        Разработка нормативно-правовой базы
·        Разработка рабочих программ КСК
·        Утверждение документации на административном совете
2. Основной деятельностный этап Февраль –
март 2015
·        Реализация и коррекция проекта
 
3. Заключительный этап (рефлексивно - аналитический)
 
Апрель 2015 ·        Диагностика учащихся пятых классов
·        Подведение итогов
·        Общий анализ реализации проекта

План работы проектной группы

Содержание, мероприятия Сроки Результат
1 Подготовительный этап (ноябрь 2014-февраль 2015)
1.
 
2
 
 
3
 
 
 
4
 
5
 
 
6
 
7
 
8
 
9
Создать рабочую группу учителей по реализации проекта.
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Изучениеопыта организации курсов по выбору в ОУ Пермского края, педагогической литературы по данной теме.
Изучение форм и методов работы по краткосрочным курсам.
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Разработка положения о краткосрочных курсах по выбору
Разработка рабочих программ курсов.
Представление проекта на Совете по введению ФГОС ООО.
Презентация проекта на Педагогическом Совете
Ноябрь 2014
Ноябрь 2014
 
Ноябрь – декабрь 2014
 
Ноябрь – декабрь 2014
 
 
Декабрь 2014
Декабрь 2014
Декабрь 2014
Декабрь 2014
·    Создана группа педагогов – инициаторов проекта, составлен план работы группы, обозначены цели и задачи проекта.
·    Изучена необходимая литература по данной теме, определены формы и методы работы по данному направлению.
·    Распределены обязанности между педагогами.
·    Разработано положение и программы КСК
·    Представлен проект на Совете по введению ФГОС ООО
·    Презентация проекта на Педагогическом Совете, подключение новых участников.
2Основной деятельностный этап(январь -март 2015)
1
 
 
 
2
 
3
 
 
4
 
 
5
 
 
 
6
 
 
7
 
Регулярные заседания рабочей группы: координация деятельности в реализации проекта.
Утверждение программ краткосрочных программ.
Разработка мероприятий (Мероприятие «Презентация КСК» - 19.02.2015).
Проведение рекламной презентации для учащихся пятых классов и их родителей.
Промежуточное совещание Совета по введению ФГОС ООО по корректировке деятельности в реализации проекта.
Распределение учащихся по курсам, координация и сопровождение обучающихся.
Организация и проведение курсов по расписанию
Январь -март
 
 
Январь
 
Январь – февраль
 
19.02.2015
 
 
Февраль-март
 
26.02.2015- 22.03.2015.
·        Создание культурного текста проекта.
·   Созданы сценарии мероприятия «Презентация КСК».
·   Утверждены рабочие программы курсов по выбору, тематического планирования педагогами проекта.
·   Проведение рекламной презентации для учащихся.
·   Распределение учащихся по курсам.
·   Проведение курсов по выбору.
3 Заключительный (рефлексивно - аналитический) этапАпрель
1
 
 
2
 
 
 
 
3
 
 
4
 
 
5
Организация и проведение итогового события «Фестиваль КСК».
Мониторинг личностных результатов обучающихся – «Листы успеха» (самооценка обучающимися собственного выбора)
Обобщение и распространение опыта педагогов - участников проекта.
Анализ и рефлексия деятельности участников проекта по результатам его реализации.
Выбор дальнейших действий.
03.04.15
 
 
Апрель
 
 
 
 
Апрель
 
 
Апрель
 
 
Апрель
·   Итоговое событие «Фестиваль КСК».
·   Представление творческих продуктов учащихся.
·   Оформление детьми «Листов успеха».
·   Выдача сертификатов участникам курсов по выбору.
 
 

Список краткосрочных курсов по выбору

Название курса ФИО педагога Кол-во часов Место проведения Конечный результат
1. «Народные традиции России» Филык Елена Борисовна 6 часов Кабинет 325 Игровой проект
2. «Я-организатор праздника» Рогачко Лариса Александровна 4 часа Кабинет 344, акт.
зал
Организация и проведение праздника
3. «Искусство вышивки» Минлиянова Евгения Германовна 6 часов Кабинет 345 Мини-проекты учащихся
4. «Музыкальный театр» Красноперова Ирина Николаевна 6 часов Кабинет 413, акт. зал Мини-спектакль
5. «Эти разные куклы» Хафизова Светлана Михайловна 8 часов Кабинет технологии Мини-проекты учащихся
6. «Юный мультипликатор» Петухова Татьяна Юрьевна
Ясакова Наталья Васильевна
6 часов Кабинет 343 Мультфильм
7 «Английский язык-это просто и весело» Чаадаева Любовь Геннадьевна 6 часов Кабинет 232 Мини-проекты
8 «Театральная мастерская» Ширинкина Елена Николаевна 8 часов 323, актовый зал Спектакль
 

 
Система управления и контроль за реализацией проекта
Контроль за реализацией проекта:
Заместитель директора и Совет по введению ФГОС ООО контролирует:
• разработку программ КСК;
•100%-ную реализацию программ КСК в группах;
•составление расписания по КСК;
•соблюдение прав учащихся при реализации КСК;
•посещает занятия КСК в группах, составляет аналитические записки;
•составление пакета программ КСК;
•анкетирование обучающихся;
•мониторинг выборов обучающихсяКСК и анализ данных мониторинга.
 
Система управления в МАОУ СОШ № 8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Мониторинг эффективности проекта, критерии оценки результата.
Эффективность проекта будет определяться по следующим критериям:
1. 80% учащихся, совершив выбор, окончили краткосрочные курсы и получили конечный результат в виде творческого продукта.
2. 80% учащихся приняли участие в проекте.
3.80% учащихся, получив опыт проб и ошибок, выявили свои склонности и интересы.
4. Положительная рецензия со стороны администрации школы на данный проект.
5.Оценка образовательного продукта, заявленного в программе КСК.
6. Высказываемое подростками желание участвовать в подобной деятельности в будущем.
Особенностями системыоценки достижения результатов деятельности являются:
·        сочетание внешней и внутренней оценки качества;
·        использование персонифицированных процедур  оценки достижений обучающихся («Карта наблюдений») и неперсонифицированных процедур оценки деятельности (анкеты);
·        уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
•представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы КСК);
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности КСК на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Формы представления результатов деятельности КСК
Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике («Фестиваль КСК») в форме творческой презентации и рекламы курса, творческого отчёта.
          Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется «Карта наблюдений», заполняемая самим учащимся в начале курса и в конце, а также «Лист качественной оценки сформированности умения учащегося делать осознанный выбор», заполняется педагогом в конце прохождения курса.
Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюденияи др.
Данный мониторинг проводится во всех учебных группах программ КСК. Осуществляется процедура информирования обучающихся и родителей об итогах мониторинга, позволяющая оценить личный образовательный результат. Формы разработаны и утверждены на Совете по введению в ФГОС ООО.
Критериимониторинговых исследований:
·        личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
·        сформированность детского коллектива в рамках КСК (благоприятный психологический         микроклимат, сплоченность коллектива, хороший   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений);
Мониторинг предполагаетпримерные показатели определения результативности реализации проекта:
·        рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
·        удовлетворенность участников деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;
·        востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;
·        расширение познавательных интересов, образовательных запросов  обучающихся в рамках работы КСК;
·        расширение спектра программ КСК;
·        повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании,активное формирование банка авторских программ КСК, методических разработок;
·        расширение социально-педагогического партнерства;
·        общественная экспертиза деятельности по реализации проекта (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения,  благодарности и т.п.).
 
Предполагаемые риски:
1. Трудности с составлением расписания.
2. Нежелание учащихся выбирать предложенные краткосрочные курсы.
3.Недостаточно качественный уровень продукта определенной программы КСК при  реализации проекта, связанный с различным уровнем подготовки обучающихся.
4. Недостаточная материально-техническая база.
5. Не достаточный объем часов для реализации отдельных программ КСК.
         Данный проект будет корректироваться и изменяться в ходе его реализации.
Перспективы проекта:
Если проект будет успешно реализован, то в дальнейшем можно расширить спектр выбора краткосрочных курсов.  Привлечение большего количества педагогов школы и педагогов дополнительного образования из других образовательных учреждений для создания новых краткосрочных курсов.
Также возможна апробация поточно-группового метода, деление параллели на учебные группы по предметам. Цель данного метода – формирование способности выбирать тот или иной вид деятельности при изучении предмета на основе собственного интереса, по принципу уровня сложности (базовый и предпрофильный).
 
Библиография:
*Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - Москва «Просвещение», 2011
*Пототня Е.М. Инновационные формы организации учебного процесса в образовательном учреждении. Проектирование образовательной деятельности базовых школ Пермского края: сборник научных и методических материалов под общей ред. О.Н. Новиковой; РИНО ПГУ. – Пермь,2010. №9. С. 6 - 16
*Пототня Е.М. Формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках краткосрочных курсов. Проектирование образовательной деятельности базовых школ Пермского края: сборник научных и методических материалов под общей ред. О.Н. Новиковой; РИНО ПГУ. – Пермь, 2010
*Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, утверждённый 17 декабря 2010 года №1897 Приказом Министерства образования и науки РФ. – Вестник образования, №4, февраль 2011  
*Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. Учитель. - Волгоград,2009
 
Приложение № 1
Тезаурус
Краткосрочные курсы по выбору (КСК) – это обязательные курсы по выбору обучающихся на ступени основного общего образования из вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обеспечивающие пространство личного образовательного выбора обучающегося. Краткосрочные курсы являются элементом основной образовательной программы основной школы, входят в компонент образовательного учреждения учебного плана. Краткосрочные курсы предназначены для решения локальных, точно сформулированных образовательных задач. В условиях перехода на стандарты второго поколения такие курсы могут стать одним из основных механизмов достижения новых образовательных результатов.
Отличительными признаками краткосрочных курсов по выбору в основной школе являются:
•        содержание курса не должно совпадать с содержанием учебных программ по предметам учебного плана: оно может представлять собой педагогически адаптированный социальный опыт или адаптированные к возрасту обучающихся элементы профессиональной деятельности (например, «Искусство вышивки», «Юный мультипликатор» и т.п.);
•        время реализации курса - триместр, полугодие (продолжительность КСК от 6 до 16 часов);
•        организация занятий в деятельностном режиме: большую часть времени на курсе обучающиеся осуществляют самостоятельную практическую деятельность;
•        продуктивный характер курсов: по результатам освоения КСК — ориентация на создание обучающимися образовательного продукта, в результате чего обеспечивается развитие универсальных учебных действий, осваиваются различные виды деятельностей, познаются объекты культуры и природы. К образовательным продуктам, созданным учащимися на КСК, можно отнести: материальные объекты (тексты, видеоматериалы, произведения детского творчества и т.п.)  и процессы (спектакли, выступления и т.п.);
•        высокий коэффициент выборности (не менее 2): количество КСК, предлагаемых в учебном году, должно быть избыточно по отношению к обучающемуся (например, в год предлагается 8 курсов, каждую четверть обучающийся может освоить 1, итого за год 4 – коэффициент выборности равен 2).
Объект оценивания - образовательный продукт, созданный обучающимся лично либо в составе группы в процессе освоения КСК и подлежащий оценке на основании заранее предъявленных обучающемуся критериев.
Оценка эффективности школьной системы КСК – элемент внутришкольного мониторинга достижения образовательных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС2 поколения, оценивание степени достижения педагогических целей и задач, поставленных ОУ при введении системы КСК.
Можно выделить следующие преимущества краткосрочных курсов:
•        Небольшой объем (4 – 16 ч.), позволяющий учащимся изучить несколько курсов в течение учебного года;
•        Направленность на решение конкретной образовательной задачи;
•        Большая степень свободы преподавателя в выборе содержания курса, форм и методов ведения занятий;
•        Отличная от традиционной система мониторинга образовательных результатов;
•        Возможность обеспечивать гомогенный (однородный) состав учебных групп.
Мониторинг образовательного процессакраткосрочных курсов - дис­циплинарные моменты - посещение уроков, открытых мероприятий («Презентация КСК», «Фестиваль КСК»),ведение журнала учета, своевременная сдача домашних работ и т. д. В рамках данных курсов целесообразно сосредоточить свое вни­мание на качественных характеристиках деятельности учащихся на занятиях - их активности, инициативе, познавательном интересе, способности работать в команде, культуре интерактивного общения и т. д. Замеряются эти парамет­ры методом педагогического наблюдения, хотя можно проводить специальные диагностические процедуры - анкетирование, опрос, самооценку и т.д.
 
 
 
 
Приложение № 2«Лист успеха»
ЛИСТ УСПЕХА
Ф.И. обучающегося________________________________
ОУ____________________________ класс___________
Название курса____________________педагог_________
Сроки обучения___________________________________
Достижения____________________________________
______________________________________________
Пожелания, рекомендации__________________________
 
Приложение № 3«Сертификат участника»

СЕРТИФИКАТ
 

Ф.И. обучающегося
прошёл (ла) обучение  ______________________________
сроки__________________________________________
итоговая работа_________________________________
______________________________________________
Образовательные результаты, достижения_____________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Пожелания, рекомендации__________________________
____________________________________________________________________________________________
______________________________________________
 
Педагог    ___________________      /______________/
 
 
Приложение № 4
 
 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                            «Средняя общеобразовательная школа  № 8»
Директору
                                                                                МАОУ СОШ № 8
                                                                                     Мурадову С.С.
                                                                                     ____________________
                                                                                     (Ф.И.О. родителей)
 
ЗАЯВЛЕНИЕ
 
Прошу принять ___________________________________________________
                                                                 (степень родства, Ф.И.О. ребенка)
дата рождения____________________ класс, школа____________________ __________________________________________________________________
на краткосрочные курсы__________________________ ______________________________педагог _____________________________     
Домашний адрес, телефон __________________________________________
__________________________________________________________________
 
       Я утверждаю, что ознакомлен (а) с расписанием проведения краткосрочных курсов МАОУ СОШ № 8
 
«_____»___________20___г.                                                       ________________
                                                                                          (подпись)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                      ПОЛОЖЕНИЕ
о краткосрочных курсах по выбору в МАОУ «СОШ №8»
1.      Общие положения
1.1.  Настоящее Положение разработано в соответствии с образовательной программой Основного общего образования.
1.2.  Настоящее Положение определяет цели, задачи, место в образовательном процессе, содержание и направленность краткосрочных курсов по выбору (в дальнейшем КСК) обучающихся 5 классов, регламентирует порядок их организации и проведения.
1.3.  Цель реализации системы краткосрочных курсов по выбору — формирование образовательного пространства выбора школы для решения задач воспитания, социализации, самоопределения, самоидентификации обучающихся.
1.4.  Задачи реализации краткосрочных курсов по выбору:
-        создать условия для формирования у обучающихся способности и готовности к осознанному выбору образовательной траектории, личностному самоопределению;
-        создать условия для удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающегося;
-        создать условия для освоения обучающимися способов деятельности, необходимых в дальнейшем образовании;
-        создать условия для повышения познавательной мотивации обучающихся основной  школы.
1.5 КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ ПО ВЫБОРУ (КСК) – это обязательные курсы по выбору обучающихся на ступени основного общего образования из вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обеспечивающие пространство личного образовательного выбора обучающегося. Краткосрочные курсы являются элементом основной образовательной программы основной школы.
1.6 Время реализации курса - четверть, полугодие (продолжительность КСК от 4 до 16 часов).
1.7  Организация занятий в деятельностном режиме: большую часть времени на курсе обучающиеся осуществляют самостоятельную практическую деятельность.
1.8  Продуктивный характер курсов.
1.9  Высокий коэффициент выборности (не менее 2).
2.      Организация КСК
2.1  Место КСК в учебном процессе
2.1.1        Перечень краткосрочных курсов по выбору на каждый год определяется основными направлениями развития школы с учетом пожеланий обучающихся, родителей и реальных возможностей школы.
2.1.2        Каждый обучающийся осваивает за учебный год не мене двух КСК (рекомендуется: 1 курс в четверть – 1-2 часа в неделю).
2.1.3        Длительность курса от 4 до 16 часов. Курсы в ОУ должны иметь одинаковую продолжительность на параллели.
2.2    Программы КСК
2.2.1        Программа краткосрочного курса должна включать следующие разделы:
2.2.1.1  Пояснительная записка:

  • формальные характеристики (количество часов, специфика контингента, возраст, количество участников);
  • замысел курса  -  краткое формулирование основной идеи курса;
  • виды  образовательной деятельности учащихся;
  • оценка образовательных достижений учащихся – чёткое описание образовательных продуктов, объектов оценивания (ОО), требований к ОО, критериев оценивания, процедур оценивания.

2.2.1.2  Содержание программы.Содержание программы краткосрочного курса должно  быть  представлено в виде определенной последовательности этапов работы. На каждом этапе необходимо выделять название темы (содержание), вид деятельности детей. 
2.2.1.3  Результаты изучения курса и критерии их оценивания.     В результатах должны быть перечислены метапредметные компетенции, умения или универсальные учебные действия, которые формировались в ходе освоения курса. Результаты проверяются через ОО (критерии) и процедуры оценивания.            
2.2.1.4   Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
·         Необходимо указать учебные материалы, которые используются при освоении  курса (материал, тексты, тесты, различного вида тренажеры  и т.д.).
·         В данном разделе должен быть указана библиография, которой пользовался учитель при составлении программы, а также список источников, рекомендованный учащимся.
2.2.2        Программы краткосрочных курсов утверждаются на методическом совете ОУ. В случае необходимости методический совет вправе провести процедуру рецензирование курса внешними экспертами.
2.3    Механизм выбора и комплектования  групп на КСК
2.3.1        Учащийся самостоятельно выбирает КСК по собственному желанию и интересам.
2.3.2        Определиться с выбранным курсом учащиеся совместно с родителями.
2.3.3        Информирование обучающихся о содержании КСК в данной четверти, (полугодии) может включать: а) письменную презентацию КСК – краткая аннотация каждого курса; б) публичную презентацию КСК, на которой руководители курса представляют программу курса и результаты, которые могут быть достигнуты в ходе его освоения. Публичная презентации проводится заранее, не менее чем за неделю до реализации курсов. Письменные презентации размещаются на сайте образовательного учреждения.
2.3.4        Комплектование групп происходит в два этапа.
2.3.5        1 этап. Первичный выбор обучающимся КСК фиксируется в документе, определенном школой.
2.3.6        После первичного выбора проводится предварительная комплектация групп. Наполняемость группы (минимальную и максимальную) определяет ОУ.  На основании предварительной комплектации ОУ принимает решение о том, какие КСК будут реализовываться в конкретную четверть.
2.3.7        2 этап. Доукомплектование – на основании списка КСК, реализуемых в конкретную четверть, обучающийся принимает окончательное решение о том, какой КСК он будет посещать. Решение обучающегося фиксируется в документах, определяемых школой (заявление и приказ о зачислении).
2.3.8        Учащиеся не могут переходить с одного курса на другой до завершения программы КСК.
2.4     Система оценки результатов образовательной деятельности обучающихся на КСК
2.4.1        Результатом образовательной деятельности обучающихся на КСК является созданный обучающимся образовательный продукт. Характеристики и требования к образовательному продукту задаются в программе КСК. Обучающийся вправе сам выбрать любой из созданных им продуктов и представить его в качестве объекта оценивания.
2.4.2        Объект оценивания, требования к нему, критерии его оценки и процедура оценивания должны быть разработаны отдельно для каждого КСК с учетом его специфики.
2.4.3        Информация о способе оценивания на конкретном КСК доводятся до сведения обучающихся на презентации.
2.4.4        Системой оценивания КСК может являться:
·         традиционная пятибалльная система, с выставлением текущих оценок в журнал курсов по выбору;
·         балльно - рейтинговая оценка (порог зачёта курса определяет ОУ);
·         зачетная система оценки, «Листы успеха», «Карты наблюдений», «Сертификаты прохождения курсов».
2.4.5        Процедура оценки образовательного продукта представляет собой специально организованное мероприятие, в ходе которого участники КСК представляют свои продукты преподавателям КСК («Фестиваль КСК»). Процедура оценки может проводиться во время итогового занятия КСК или являться отдельным мероприятием. Оценка образовательного продукта производится по критериям оценивания, разработанным для образовательного продукта данного КСК.
2.4.6        Если образовательный продукт обучающегося не соответствует требованиям, предъявляемым к объекту оценивания, изложенным в программе КСК, он не подлежит оценке, а данный КСК считается не освоенным обучающимся.
2.4.7        Результаты оценки образовательного продукта, равно как и результаты освоения КСК, отражаются в «Листе успеха» и «сертификате участника курса»
2.4.8        Обучающиеся, получившие максимально высокую оценку образовательного продукта, по ходатайству преподавателя КСК могут претендовать на принятые в ОУ меры стимулирования обучающихся.
2.4.9        Процедура оценивания может быть публичной: на ней могут присутствовать лица не изучавшие данный КСК в данной группе.
3. Права и обязанности участников КСК
3.1  Права, обязанности  и ответственность обучающихся
Обучающийся имеет право:
·         выбрать КСК по своему желанию, основываясь на собственных образовательных потребностях и запросах;
·         использовать разработанный образовательный продукт в своей дальнейшей образовательной деятельности;
·         получить  документальное подтверждение успешного освоения курса (сертификат);
·         обучающиеся,  имеющие академическую задолженность, имеют право пройти промежуточную аттестацию по соответствующим  курсам, не более двух раз в сроки, определяемые организацией в течение года (ст.58 Закона об образовании РФ).
Ответственность обучающегося:
·         курс считается не пройденным, если обучающийся не предъявил (не защитил) объект оценивания или пропустил более  50% занятий.
3.2 Права, обязанности и ответственность родителей
Родители имеют право:

  • ознакомиться с Положением оКСК;
  • получить информацию о КСК и их программах очно  или на сайте ОУ;
  • оказывать содействие своему ребенку в выборе КСК. Получать информацию о посещении ребенком КСК;

Родители обязаны:

  • контролировать посещаемость ребенка;
  • информировать классного руководителя (куратора) о причинах отсутствия обучающегося;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3.3 Права, обязанности и ответственность преподавателя КСК
Преподаватель КСК имеет право:

  • выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения;
  • выбора учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой;
  • на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемого курса.

Преподаватель КСК обязан:
·      подготовить УМК курса;
·      проверить наличие программно-методического и учебного обеспечения преподаваемого курса;
·      разработать систему оценивания образовательных достижений обучающихся на КСК;
·      подготовить презентацию краткосрочного курса;
·      своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию;
·      соблюдать законные права и свободы школьников;
·      поддерживать постоянную связь с классным  руководителем обучающихся.
Преподаватель КСКнесет ответственность за неисполнение или ненадлежащее           исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены   федеральными законами.
3.4 Обязанности лица, отвечающего за реализацию КСК в ОУ (руководитель проекта)
Руководитель проекта организует и проводит:
·         анализ программ КСК;
·         составление пакета программ КСК на четверть;
·         анкетирование обучающихся;
·         мониторинг выборов обучающихся;
·         анализ данных мониторинга о выборе обучающимися КСК;
·         совещания  творческой группы по вопросам организации КСК;
·         собрания с родителями на параллели по вопросам реализации КСК;
·         собрания с учащимися параллели по вопросам организации КСК;
·         посещает занятия КСК в группах.
Руководитель проектаконтролирует:
·         разработку программ КСК;
·         100%-ную реализацию программ КСК в группах;
·         составление расписания по КСК;

  • соблюдение прав учащихся при реализации КСК.

4.      Документация, регламентирующая организацию и проведение КСК
4.1 Для организации работы краткосрочных курсов по выбору создаются следующие документы:
·              перечень курсов по выбору;
·              учебные программы курсов (см.  3.2 настоящего Положения);
·         документ контроля посещаемости и выполнения программ краткосрочных курсов (журналы, ведомость или т.п.);
·         «Лист качественной оценки», «Карта наблюдений».
4.2 Для фиксации проведенных занятий, содержания курсов по выбору, их посещаемости обучающимися руководителем курсов ведется документ контроля посещаемости и выполнения программ КСК. В документе обязательно указываются следующие данные:
·         Ф.И.О. руководителя, ведущего курс;
·         дата проведенного занятия;
·         тема занятия в соответствии с учебно-тематическим планом;
·         отметки о посещении занятий обучающимися;
·         по окончании программы курса делается запись «по программе _____ часов, проведено_____ часов, программа выполнена (не выполнена)», в случае невыполнения программы указывается причина и неосвоенные темы.
Данный документ является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала. Контроль хранения, оформления документа осуществляется руководителем проекта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Карта наблюдений
Дорогой пятиклассник! Ты выбрал краткосрочный курс по своему выбору, который необходимо посещать в течении четверти. От этого выбора зависит, будут ли занятия полезны для тебя, получишь ли удовольствие от своей деятельности. Ход твоих рассуждений, при осуществлении выбора краткосрочного курса, твое отношение к полученному результату, останется в твоем портфолио в виде этой карты наблюдений. Спасибо за сотрудничество!
1 часть карты.
Заполняется до начала занятий.
 
Ф.И. учащегося______________________________________________________________
 
Я с удовольствие сделал выбор курса: да, нет.
Я выбрал(а) на ____ учебную четверть краткосрочный курс: (написать название курса)
«___________________________________________________________________________»
Я выбрал(а) этот курс:
Самостоятельно (не прислушиваясь к совету других), посоветовал друг (одноклассник), порекомендовал учитель, посоветовали родители,
другое______________________________________________________________________
Моя цель посещения курса:
____________________________________________________________________________
 
Я думаю, что мне будет интересно на этом курсе, т.к.:
Меня привлекает название, понравилась реклама курса, мне нравится учитель, я собираюсь в дальнейшем серьезно заниматься по этому направлению, я не знаком с этой областью знаний (меня привлекает неизвестное), мне кажется, что на занятиях будет легко и просто.
Если я не получу желаемого результата (мне не понравится на занятиях выбранного курса), я:
В любом случае доведу начатую работу до конца (получу продукт, заработаю оценку и т.п.), останусь просто пассивным слушателем.
Если бы занятий этого курса не было (по каким-то причинам), я бы выбрал другой (другие) - ____________________________________________________________________
Занятия на этом курсе очень важны для меня. т.к.:
Я хочу попробовать свои силы в этой деятельности, хочу получить сертификат и отличный отзыв в портфолио, хочу порадовать родителей, занятия не имеют для меня никакого значения, другое______________________________________________________
Я сомневаюсь, что сделал правильный выбор: да, нет, немного
Я сомневаюсь, что смогу получить качественный продукт (ожидаемый результат): да, нет, немного
Мое эмоциональное состояние на занятиях: (выразить в виде смайликов)
 

 
 
 
             

 
2 часть карты. Заполняется по результатам работы курса.
Мне понравилось на занятиях курса: полученный продукт, сама деятельность (работа на занятиях), интересная информация, то, как учитель проводил занятия, другое_______________________________________________________________________
Мне не понравилось на занятиях курса:_________________________________________
По окончанию курса я хочу сказать, что_________________________________________
Лист качественной оценки сформированности умения учащегося
делать осознанный выбор.
 
Ф.И. учащегося________________________________________________________________
Дата заполнения: «___» ___________20______год.
 
 

Критерии Показатели
Степень конкретизации выбора Полная конкретизация Частичная конкретизация Не конкретное намерение
Выбор осознается как собственный Полностью Частично Как выбор других людей
Ответственность за совершенный выбор Лежит полностью на самом учащемся Частично перекладывается на других людей Полностью перекладывается на других
Источник интереса к выбранному курсу Внутренний (глубокий)
интерес
Внешний (поверхностный) интерес
Тревожность Низкая Средняя Сильная
Интерес к материалу курсу Высокий Средний Низкий
Значимость деятельности на занятиях курса Высокая Частичная Не имеет никакого значения
Достигнутый результат (продукт) Высокий (высокое качество выполнения) Средний Низкий
         

 
 
Оценка________________/____________________________________________________
Подпись руководителя_________________/______________________________________
 
 
Общий результат оценки формулирует руководитель.
 
Пример. «Учащийся показал высокий интерес к занятиям на краткосрочных курсах, изготовил (принял активное участие в создании) продукт. Занятия имели большое значение для учащегося. Выбор курса сделан самостоятельно, с высокой степенью осознанности».
 
 
Руководителем курса проводится анализ карт наблюдений учащихся, результаты отражаются в таблице (выделяются цветом).
 
 
 
 

Голосов пока нет
ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ksk_kult_tekst1.doc244.5 КБ

Другие материалы подшивки