Греческое зодчество

В греческом зодчестве мы находим эти типизированные элементы и в храмах, и в театрах, и в стадионах, и в городах V—IV веков до н. э. Это типизирование, однако, вовсе не означает копирование одного образца. Несколько сооружений, сходных, как особи одного вида, могут так сильно отличаться друг от друга, что только опытный глаз специалиста увидит в них существенные тождества.
Греческое зодчествоНадо, наконец, сказать и еще об одном замечательном достоинстве античного классического зодчества, — об отсутствии в нем излишних украшений, о работе архитектурными средствами — объемом, силуэтом, пространством, ансамблем, художественно переработанной строительной конструкцией. Античная классика привлекает в архитектурном творчестве скульптуру и живопись только как средства, не нарушающие органичной целостности сооружения: греческая архитектура V века, до н. э. говорит спартанским языком — коротко и ясно, словам тесно, мыслям просторно.
Выше мы сказали, что современной буржуазии классическое античное искусство чуждо и даже враждебно. Архитектура империалистического мира или! совершенно свободна от художественных элементов (доходный дом, завод и пр.) или манерно проста (корбюзианство), или криклива и эклектична.
Не буржуазии дать верную оценку античному искусству: она только прикрывает свою антихудожественную наготу именами Эсхилов, Фидиев, Иктинов.
Изучение античного искусства, особенно классического, поставлено на действительно научные основания только в советской науке. Но то, что сделано к настоящему времени, — лишь начало предстоящей большой работы. Советская наука должна будет не только показать основы художественной ценности античного классического зодчества и его особую роль в последовавшем развитии архитектуры, — но и выявить его значение для строительства социалистической культуры.
Голосов пока нет

Другие материалы подшивки