Константная гармонизация мелодии

В этом варианте снова дается константная гармонизация, но с применением более сложных гармонических средств: доминанта натуральная, трезвучие VI ступени, секстаккорд VII ступени, септаккорды, DD. Долгие звуки в обоих кадансах гармонически распеты: в серединном — вносящим остроту оборотом VI — DD (что способствует переинтонпрованию этого соль — с образованием острого тяготения его к фа-диезу); в заключительном — утверждающим гармоническим комплексом на основе вспомогательного оборота : t — 11s 6 —t. В следующем варианте—константная гармонизация с максимальным использованием возможностей переменности опорных ступеней. Здесь особенно уместно применение гармонических секвенций (диатонических п хроматических), акцентирующих временную тоническую функцию опор. Благодаря гармонизации новое освещение получает здесь начальная стадия развития: использование хроматической последовательности аккордов ликвидирует опорность тона соль в такте 1 и создает сильное тяготение всего гармонического комплекса к следующей опоре до. В последнем варианте снова дана избирательная гармонизация. Здесь широко используются смешанные гармонические комплексы, предельно насыщенные ДГТ (проходящие, вспомогательные, задержания). В 1м предложении связь между мотивами усилена с помощью отклонений (соответственно в S и в III ступень). Звук соль в серединном кадансе выступает в качестве подвижной опоры; сопровождаемый D, он является остро тяготеющим вниз задержанием к ее терцовому тону. Перейдем к гармонизации второго образца, которое обсуждалось на видеоконференции предыдущего урока.
Эта мелодия более развита в звук высотном, ритмическом и ладовом отношениях: мелодическая линия охватывает диапазон полторы октавы, имеет извилистый, волнообразный рисунок, содержит модуляционные альтерации (до-диез и ми-бемоль); ритмическое движение представлено в основном длительностями менее счетной доли (восьмые) с редкими остановками (четверть с точкой и четверть). При таких условиях, по-видимому, более естественной будет избирательная гармонизация, хотя возможна и константная, поскольку преобладает равномерное движение одними и теми же длительностями, которые могут быть приняты за единицу гармонического отсчета (при размере 2/4 образуется внутренняя пульсация восьмыми).
Голосов пока нет

Другие материалы подшивки