Два слова об особенностях стилизации песен

1) Очень часто песня сложена в форме диалога, в котором заключается состязание между парнем и девушкой. Быть может, диалог или участие в песне двух лиц—исконное свойство поэзии «урало-алтайских» народов. Во время пения одного из них другой, предоставленный своим мыслям, сочиняет на досуге ответную реплику. На диалоге построено большинство народных поэм, распеваемых под аккомпанемент саза.
поющий человек2) Строфы песни открываются часто стихом, в котором проводится одна мысль или воспевается какое-либо новое свойство или качество одного и того же места, лица или предмета. Это также дает певцу в свободное время, возможность подготовиться к дальнейшему содержанию (например, № 4, где в начале первых трех строф упоминаются журавли):
Дурнамын ганады тыгында егри
Дурнам, коркмаммысын борандан гыштан?
Дурнам, нерде олур сизин (мескяныныз) элиниз?
‘Крылья моего журавля изогнуты с краю... Разве ты, журавль, не боишься зимы и бурь?.. Журавль, (скажи), где же ваша родина?*
Или конец № 11 (где повторяется дважды город Адана):
Адананын баирына ордусу курду
Адананын суйу энгине акар
‘Он расставил свое войско у холмов Аданы... Воды Аданы текут в долину*.
Или № 19 (где в первых двух строфах упоминается снег, покрывающий вершину горы, хотя в данном случае, быть может, эти строфы просто-напросто приходится считать вариантами):
Иудже дат башанда кар белик белик
Йудже дат баышнда бир белик кар идим.
‘На вершине высокой годы кучами лежит снег... На вершине высокой горы я был кучей снега1.
Или № 20 (восхваление туркменки Элиф), № 23 (описание женской прелести, построенное на постепенной градации возраста) и т. д.
3) Для того чтобы легче удержать песню в памяти, певец заключает обыкновенно строфу повторением одного и того же стиха или повторением одного и того же слова. Это такая характерная черта турецких песен, что больше останавливаться на ней не стоит.
4) Очень часто поэт, прежде чем перейти к главному мотиву песни, начинает с какой-нибудь картины природы или с какого-нибудь сравнения из жизни другого царства природы, и так подготовляет читателя к главной овоей теме, например ,(№ 27):
Бир сел гелди алды гитди кёпрюсюн,
Мамыр сандым, виранумуш йапасы,
Капанды ачылмаз аджат капысы,
Бир дилеклерим qa6nn олмады гитди.
‘Забурлил бурный поток; сорвал мост и помчался дальше; я думал, что imoct крепкий, между тем оказывается, он был выстроен на гнилой основе. Дверь нужды закрылась передо мной, и больше не открывается; ни одно мое желание не исполнилось и (все) пошло прахом*.
Здесь, прежде чем открыть свое горе, поэт рисует опустошение, произведенное бурным потоком.

Голосов пока нет

Другие материалы подшивки