Зарубежные писатели и музыка

Открытый урок музыки.
6 класс. 
Тема: Зарубежные писатели и музыка.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: 1) Знакомство с творчеством С.С. Прокофьева.
2) Выявление отличительных особенностей литературного и музыкального произведения на основе сказки Шарля Перро и балета С.С. Прокофьева «Золушка».
3) Разучивание песни «Про жука».
4) Музыкальный анализ вступления к балету «Золушка».
План урока:
1)      Повторение тем и произведений прошлого полугодия.
2)      Раскрытие темы «Музыка и зарубежные писатели».
3)      Иллюстрация песни И. Цветкова «Золушка».
4)      Творчество С.С. Прокофьева.
5)      Балет С.С. Прокофьева «Золушка». Сравнительная характеристика сказки Ш. Перро и балета С.С. Прокофьева.
Ход урока.
В прошлом полугодии мы с вами прошли тему: «Русские писатели и музыка». Мы познакомились с литературными произведениями:
-          басней  Крылова. Какой басней?
-          рассказом Паустовского. Что за рассказ?
-          сказками Островского и Пушкина. Какими?
-          роман в стихах Пушкина. Какой?
Также мы увидели, как эти произведения русских писателей вдохновляли композиторов к созданию различных музыкальных жанров на эти сюжеты.

-            Давайте вспомним, кто из композиторов обращался к вышеперечисленным произведениям, кто написал оперы «Снегурочка», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин»?
Связь музыки с литературой, лежащая в основе оперного и балетного искусства, несомненно, обогащает каждое из этих  искусств и одновременно делает их  доступными, понятными широкому слушателю.
Но русские композиторы обращались не только к  русским поэтическим  произведениям. Их также привлекали и зарубежные авторы прозы и стихов, их зарубежная культура, история, сказки, мелодика.
Так вот, в этой четверти мы с вами пройдём тему «Музыка и зарубежные писатели».
(Записать тему в тетради).
Все мы знаем с раннего детства сказки великого сказочника Шарля Перро. Пожалуйста, назовите их.
(Показ наглядного пособия по сказкам Ш. Перро).
И обойти эти чудесные сказки не могли и русские композиторы. Например, П. И. Чайковский написал балет «Спящая красавица», где он включил почти всех персонажей сказок  Ш. Перро (Кота в сапогах, мальчика с пальчик, Золушку).
Ещё один русский композитор С. С. Прокофьев (показать портрет) обратил внимание на другую сказку Ш. Перро. Что это за сказка, вы сейчас узнаете из песни современного композитора Игоря Цветкова. Послушайте песню. ( Иллюстрация песни И. Цветкова «Золушка» учителем).
-          Что это за сказка?
Да, он обратился к этой чудесной, доброй сказке и превратил её в симфонический балет-сказку. Перед тем, как углубиться в музыку этого прекрасного балета, я расскажу вам о С.С. Прокофьеве.
.Прокофьев С.С.
(1891-1953)
- это  великий классик ХХ века. Его музыка рождена живым ощущением времени. Прокофьев – смелый художник-новатор. Он открыл «новые миры» в музыке – в области мелодии, ритма, гармонии, инструментовки. Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой классики. То есть, создавая новое, он опирался на опыт Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Баха, Моцарта и других композиторов.
Творчество Прокофьева многогранно. Его музыка поражает богатством образов:
-          лирика и эпос;
-          трагедия и комедия;
-          слезы и смех.
(Показ наглядного пособия «Разнообразие образов» в творчестве Прокофьева»).
В его произведениях оживают перед нами русская история, шекспировская трагедия, современность, сказка.
Прокофьев писал сложнейшие произведения, как для взрослых, так и для детей. Он создал оперы, балеты, симфонии, кантаты, песни, музыку для театра и кино.
А теперь мы окунемся в балет-сказку «Золушка». Все вы помните содержание этой сказки. Прокофьев и либреттист Волков по-своему взглянули на эту сказку. Они добавили новые персонажи в балет. Если у Шарля Перро одна фея, то у Прокофьева их пять: Фея-нищенка (фея-бабушка) и четыре феи времен года – Фея весны, Фея лета, Фея осени, Фея зимы. Каждая из них приносит Золушке свои подарки. Фея-нищенка ходит по свету, ищет добрые, золотые сердца и помогает им.
Во время боя часов из них появляются 12 карликов, отбивающих чечетку.
На бал Золушка едет не в карете из тыквы, а в золотой карете и несут ее туда звезды.
В поисках Золушки Принц на крыльях любви полетел по заморским странам.
Но основную мысль сказки Прокофьев оставляет, противопоставляя добро и зло. Он воспевает внутреннюю человеческую красоту и осуждает показной блеск, прикрывающий душевную черствость и злобу.
А теперь послушаем вступление к балету «Золушка».
-          Как вы думаете, что здесь рисует Прокофьев своими музыкальными красками?
(Звучит вступление к балету «Золушка»).
Здесь он раскрывает и рисует добрые качества Золушки, ее нежность, мягкость, ее песенную душу.
-          Какой вы себе представляете Золушку?
Все вы, наверное, смотрели сказку «Золушка», где Золушка поет чудесную песенку «Про жука».
(Исполнить и выучить песню).
-          Какое настроение вызвала эта музыка?
Эта музыка несет добро. Пусть это добро, хорошее настроение останется с нами навсегда.
Ну а сейчас вернемся к тому, что мы делали на уроке.
-          С каким литературным и музыкальным произведением мы познакомились?
-          Кто авторы этих произведений?
-          Что нового в содержание сказки вносит композитор?
-          Чему учит нас эта сказка-балет?

Голосов пока нет

Другие материалы подшивки