Театр Питера Брука

Эдвард Гордон Крейг (1872-1966). Английский режиссер, сценограф и актер. Теоретик театра, признанный великим реформатором. Крейг считал, что театр - это прежде всего свет и движение, и верил в возможность существования театра без драмы и актера. Антонин Арто (1896-1948). Французский театральный деятель, стремившийся сделать спектакль ритуалом, который изменил бы жизнь людей.

Сценическое оформление оперы «Саломея» Рихарда Штрауса, поставленной Бруком в «Ковент-Гарден», создал знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Во время постановки драмы «Вид с моста» в Лондонском театре комедии с режиссером и актерами встретился автор пьесы американский драматург Артур Миллер. Ежи Гротовский (1933-1999) в 1959 г. создал в провинциальном Ополе «Театр 13 рядов» (с 1962 г. - «Театр-лаборатория», с 1965 г. во Вроцлаве).

Вместе с актерами выработал манеру игры, основанную на «архетипическом поведении человека». Богатство средств выражения сопровождалось аскетизмом инсценировки (т. н. «бедный» театр). Основной целью при этом было достижение более полного переживания, помогающего духовному развитию зрителя. Режиссер хотел создать спектакль, понятный как для людей Востока, так и Запада - он искал первичный язык театра. Брук стремился вызвать общечеловеческие эмоции, существующие вне языковых барьеров, и хотел, чтобы вызванные ими впечатления напоминали восприятие музыки.

«Любая живая музыка может затронуть сердце любого человека без всяких различий. Мы ищем то, что соответствует этому феномену в театре, не только в театральной музыке, но и в формах, жестах, движениях, положениях, элементы, которые могут быть признаны общечеловеческими, а потому - настоящими». Подобным поиском театрального праязыка стал и спектакль «Конференция птиц» (1979), поставленный по поэме персидского поэта XII в. Фаридуддина Мохаммеда Аттара.

Режиссер также совершил путешествие в Африку, где искал зрителя, не отягощенного европейскими традициями, а более восприимчивого к древнему языку жестов. Критики Брука утверждали, что его эксперименты по своему уровню не превышали обычных детских игр. В 1974 г. Питер Брук, благодаря поддержке французского министра культуры, получил в свое распоряжение старый, много лет не используемый театр «Буфф дю Нор» в Париже.

В новых его спектаклях почти не было декораций за исключением дверей оптом, а костюмы, далекие от исторической точности, играли роль исключительно сценических знаков. Здесь же Брук вернулся к Шекспиру. Он поставил «Тимона Афинского», в котором хотел показать коррупцию и потребительское отношение к жизни. Этим Брук подчеркивал свой переход в театре от «образа» к «действию».

«Ики» стал спектаклем о вымирающем племени в Уганде, описанном английским этнографом Колином Тернбуллом. Громким событием стала постановка «Короля Убу» по пьесе Альфреда Джерри. Единственными элементами сценографии в этом спектакле были три пустых катушки от кабеля, а на сцене играли артисты разных национальностей, говорившие по-французски каждый со своим акцентом.

Памятный успех имела постановка индийского эпоса «Махабхарата», в которой, помимо индусов, сыграли французы, немцы, японцы и поляки. В 1991 г. режиссер вновь поставил шекспировскую «Бурю», причем Ариэля сыграл африканский актер Бакар Сангар. В третьей инсценировке «Гамлета» (названной «Кто идет?», 1995) актеры говорили на французском, английском, немецком, японском языках и даже на африканском наречии бамбара.

В начале нового века и нового тысячелетия Брук еще раз поставил трагедию датского принца с чернокожим британцем Адрианом Лестером в главной роли и индуской Шанталой Шивалингаппой в роли Офелии. Этим он еще раз доказал, что проблемы, о которых писал Шекспир почти полтысячелетия назад, касаются всех людей, независимо от расы и цвета кожи.

Постановка «Гамлета» (2001) с Адрианом Лестером в заглавной роли была понята как расплата за ужасные преступления XX в. Творчество Питера Брука не ограничивалось театром. Признание завоевали его фильмы, например, «Властелин мух» (1963) по повести У. Голдинга, а также «Опера нищих» (1953) с участием Лоуренса Оливье. Брук снимал фильмы и по собственным спектаклям, например, «Марат-Сад» (1966) и «Махабхарата» (1989).

«Оргаст» должен был стать возвращением к истокам театра. Брук вспоминал: «Меня обвиняют, что я хочу уничтожить слово; это - нонсенс, но в нем есть крупица правды». Из-за девальвации слова в современном мире режиссер пробует иные средства выражения мысли. Питера Брука знают как новатора, завоевавшего авторитет в мире искусства и славу одного из интереснейших режиссеров XX в. не надуманными однодневными эпатажами, а многолетней последовательной работой на сцене и постановками, с которыми он объездил весь мир.


Важнейшие постановки:
«Бесплодные усилия любви». Шекспир
«Мера за меру». Шекспир
«Гамлет». Шекспир
«Тит Андроник». Шекспир
«Буря». Шекспир
«Король Лир». Шекспир
«Марат-Сад». П. Вайс
«US»
«Буря». Шекспир
«Сон в летнюю ночь». Шекспир
«Оргаст»
«Тимон Афинский». Шекспир
«Ики»
«Король Убу» А. Джерри
«Махабхарата»
«Буря». Шекспир
«Кто идет?» (по «Гамлету»)
«Гамлет». Шекспир
Голосов пока нет

Другие материалы подшивки