Подготовка ученика к публичному выступлению.

Первое публичное выступление ребенка – весьма ответственный момент в развитии сольно-производственных навыков. Ответственность прежде всего ложится на педагога.
В своей книге Т.Пожигаева пишет: « Самочувствие исполнителя на концертной эстраде – это вопрос, который касается каждого музыканта, начиная от школьника и кончая зрелым артистом. Далеко не каждому из них удается полностью владеть собой. Волнение испытывает почти каждый исполнитель, выступающий публично. Но одному это  волнение не мешает справиться со своей творческой задачей, другому приходится затрачивать на борьбу с волнением массу лишней энергии и при этом он не всегда достигает желаемого результата, а третий настолько не владеет собой, что каждое выступление доставляет ему мучительное переживание и желание его избежать. При этом он считает, что подобное самочувствие является его индивидуальным свойством, с которым он не может справиться, и, следовательно, продолжить бороться с ним бесполезно. Бывают случаи, когда талантливый исполнитель из-за сильного волнения вынужден оставить исполнительскую деятельность.»
Несомненно, индивидуальные качества человека играют здесь большую роль, но не меньшее значение имеет общее и музыкальное воспитание, которое ученик получает с детства. При ближайшем рассмотрении некоторых сторон музыкального воспитания оказывает, что обычно ответственность лежит на педагоге.
Готовить ребенка к первому выступлению надо тщательно. Первое выступление должно прнести ученику только радость. Он должен полюбить сцену и понять, что доставил радость людям, сидящим в зале.
Перед первым выступлением ученика надо объяснить родителям, что никаких разговоров о волнениях, а тем более показа родительских волнений быть не должно.
Педагог при выступлении своего ученика должен быть внешне совершенно спокоен. Его волнение ни в коем случае не должно быть показано ученику.
На эстраде ученик волнуется, как правило, по двум причинам:
1. Непривычная обстановка
2. Недостаточность технического запаса
Ребенок привык к репетициям в классе, где его слушает педагог, который с ним работает. Кроме того, перед занятием проходит распевание, разогревание, а потом только исполняется произведение. Все это является привычным уютом. Хорошо, когда педагог меняет эту очередность, и перед приближающимся концертом ученик начинает выступление сразу. Это учит ребенка собираться без предварительной подготовки.
Очень большую пользу приносит выступление в присутствии других учеников. Дети учатся слушать друг друга и приобретают опыт выступления на публике.
Перед выступлением нельзя обращать внимание на случайные остановки, чтобы не фиксировать их в памяти. Надо переключить работу на другое место, иначе это может привести к настоящей боязни забыть на эстраде. А ведь страх больше всего способствует тому, что боишься.
Чем вызваны такие провалы в памяти?
Часто это объясняется усталостью и перевозбуждением, мешающим сосредоточиться. Поэтому перед выступлением не следует тратить свои силы. Перед выходом на сцену силы и эмоции ребенка должны быть свежими.
Не стоит напутствовать ученика такими словами, как «не волнуйся, исполняй смело» и т.п. ученик должен знать, что если он исполняет увлеченно, сосредоточено, уверенно – так, как будто он сам сочинял это произведение, - то его выступление доставит ему удовольствие и доставит удовольствие его слушателям.
Каждое выступление ученика должно быть для него праздником. Ребенок должен быть аккуратно одет, начиная с ботинок и кончая лентой в волосах. Он должен идти на радость, которую он заслужил, а не пытку. И даже, если выступление прошло неудачно, заострять внимание на этом ни в коем случае нельзя. Ведь в каждом, даже самом неудачном выступлении, были и хорошие места. Вот о них и надо сразу после выступления поговорить. Всегда надо поздравить, ободрить ребенка, а потом на уроке проанализировать тот или иной срыв.
Отвечая на вопрос, как подготовить ученика к выступлению, можно сказать: Подготовки именно к выступлению как таковой нет, есть поставленная задача при правильном изучении какого-либо произведения, а само выступление – завершение этапа проделанной работы.
Родителям не следует забывать о том, чтобы выступление запомнилось и осталось в памяти, запечатлеть его на камеру. Удачных Вам выступлений и талантливых детей!!!
Голосов пока нет

Другие материалы подшивки