Методические рекомендации

Методические рекомендации.
«Интеграция искусств как один из методов
моделирования художественно – творческого процесса».

Музыка в наши дни буквально заполонила жизнь подростков и взрослых. Музыка разная, но в огромной степени низкопробная, пошлая. Современное общество всерьез обеспокоено этим явлением.
Я – учитель музыки в общеобразовательной школе, а, следовательно, на переднем крае в решении обозначенной проблемы. Целью своей работы считаю формирование музыкальной культуры школьников, их духовного мира, воспитание музыкального вкуса, а также любви и уважения к культуре и традициям своего народа.
Реализовать воспитательные, познавательные и развивающие возможности музыкального материала на уроках музыки при существующем дефиците времени, организовать плодотворное сотрудничество учителя и класса оказывается труднее всего. Одним из путей решения проблемы считаю проведение уроков интегрированного типа.
Главная цель интеграции на уроках – это создание единого процесса художественного развития ребенка средствами разных искусств: литературы, изобразительного искусства, танца. Привлекается материал из других учебных дисциплин: истории, географии, психологии, что возможно в рамках реализации разработанной модифицированной программы для учащихся 5-х классов «Музыкальная культура разных стран и народов».
Цикл интегрированных уроков, составляющих программу, способствует успешной деятельности детей, развивает их воображение, поддерживает мотивацию. Активно и заинтересованно работают ученики на уроках «Музыкальная культура России», «Музыкальная культура Удмуртии» и др. На лучших примерах дети знакомятся с музыкальным языком этих народов, находят общие и отличительные черты. Хореографические группы готовят танцы, привлекается богатый видеоряд.
Музыка тесно переплетается с другими жанрами искусства, чаще всего сочетаются литература и музыка. Рассматриваем музыкально-вокальные произведения, где слова от музыки неотделимы, или музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Рассуждаем о сильных и слабых сторонах эстрадных произведений. Учимся вдумываться как в смысл песенных текстов, так и оценивать музыкальный уровень произведения. На уроках анализируем географическую близость и отдаленность от России других народов и народностей, так как это влияет на взаимопроникновение культур; идет речь о национальных обрядах традициях страны. Прослеживается это и в историческом аспекте, так как музыка – это отражение жизни народа. Все исторические события запечатлелись в народном творчестве, произведениях композиторов разных эпох, стилей и направлений. Привлекается материал о народных ремеслах, особенностях национальных костюмов. С танцевальным искусством знакомимся через такие жанры как балет, народные танцы.
Основным структурным компонентом занятий является выполненной перед детьми задачи: создать в воображении яркий целостный образ, заданный в произведениях различных видов искусства, передать его с помощью разнообразных видов художественной деятельности. Самостоятельные творческие действия учащихся строятся по принципу постепенного «накопления сведений» о заданном образе (герое): восприятие – фантазирование, «пропускание через себя» (перевоплощение – действие), изображение на бумаге, рассказ – сочинение, составление собственной презентации.
Например, на одном из уроков, посвященном теме «Музыкальная культура Италии», происходит интеграция с различными дисциплинами: изобразительное искусство, танец, литература, география, прикладное искусство, театр. Ставим своей задачей раскрыть полный художественный образ итальянской культуры средствами разных искусств и наук.
На интегрированных уроках дети раскрепощаются, раскрывается их эмоциональная сфера, они могут больше выразить себя в творческой деятельности, в раскрытии данного художественного образа. Это находит свое воплощение в театрализованных школьных праздниках.
После серии интегрированных уроков проведенный анализ показал высокий процент эмоциональной отзывчивости и усвоения материала. Педагогический эксперимент выявил,  что у учащихся экспериментального класса, уровень знаний намного выше, чем у учащихся контрольного класса.
После таких уроков у детей появляется необходимость проявить свои умения и навыки в самостоятельной творческой деятельности, в школьных кружках по интересам.
Интеграция различных видов искусства позволяет выявить специфику каждого из них. Создает соответствующий эмоциональный настрой с одной стороны, а с другой – необходимый для более адекватного восприятия авторского замысла. Использование на занятиях комплекса искусств как основного метода позволяет добиться повышения уровня творческих проявлений от всех, без исключения, детей и выявить среди них наиболее способных к определенным видам художественной деятельности. А также оказывает большое влияние на развитие интереса к предметам эстетического цикла; воспитывает потребность в общении с искусством, что является хорошим фундаментом для дальнейшего, более глубокого его изучения. Такие уроки расширяют кругозор учащихся, повышают потребность к самостоятельной творческой деятельности за пределами школы
Интеграция искусств является одним из перспективных направлений в работе учителя музыки. 

W – Методические рекомендации

Голосов пока нет

Другие материалы подшивки