Музыкальный театр для учащихся 5 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа  № 8»
 
Краткосрочный курс
«Музыкальный театр»
для учащихся 5 классов
 
Красноперова И.Н.,
учитель музыки и педагог,
дополнительного образования
 
 
2015
Дети должны жить в мире красоты
и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка.
 Рабочая программа краткосрочного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Составлена с учётом интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся 5 классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира. Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий в воспитании в новых условиях ограниченности приобщения к культуре. Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлена переходом на новый ФГОС ООО.
Цель программысоздать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Основные задачи программы:
·        создание условий для раскрытия таланта каждого ребенка и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
·        создание ситуаций, обеспечивающих обучающемуся возможность нравственного выбора;
·        развитие навыков общения и коммуникации.
Реализация программы:
Программа курса рассчитана на 6 часов, из расчёта 1-2 часа в неделю. Программа предназначена для обучающихся 5 класса.
Количество обучающихся на курсе: 6-15 человек. Итогом творческой работы обучения является небольшая музыкальная постановка.
Принципы организации образовательной деятельности учащихся.
- принцип системности;
- принцип дифференциации;
- принцип увлекательности;
- принцип коллективизма;
- принцип междисциплинарной интеграции;
- принцип креативности
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.
Формы проведения занятий:
• игра
• беседа
• иллюстрирование
• изучение основ сценического мастерства
• изучение основ вокального искусства
• мастерская образа
• мастерская костюма, декораций
• инсценирование прочитанного произведения
• постановка спектакля
• работа в малых группах
• выступление
Ожидаемые результаты
К концу курса обучающиеся:
Имеют понятие:
*Об оформлении сцены;
*О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Научатся:
*Новым скороговоркам и чистоговоркам;
*Создавать выбранный или заданный педагогом образ;
*Более раскованно чувствовать себя на сценической площадке.
Приобретут навыки:
*Общения с партнером;
*Коллективного творчества.
Ожидаемые метапредметныерезультаты обучения.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
Ученик получит возможность сформировать:
 • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений музыкальной и художественной литературы, фольклора;
• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать задачу, сформулированную учителем;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при пении, чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
 • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 • проявлять индивидуальные творческие способности в пении, игре, этюдах, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
 • формулировать свои затруднения;
 • предлагать помощь и сотрудничество;
 • слушать собеседника;
 • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
 • осуществлять взаимный контроль;
 • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обеспечение программы
Для достижения целей и задач программы используются технологии, которые создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся.
Методическое обеспечение
- конспекты занятий, планы учебно-тематические, дидактический материал;
- сценарии игровых программ, книги, образцы изделий готовой продукции.
Материально-техническое обеспечение
  Успешной организации учебного процесса способствует имеющаяся материально – техническая база.
1. компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
2. магнитофон;
3. проектор;
4. материальная база для создания костюмов и декораций;
5. учебный кабинет, актовый зал;
6. фортепиано;
7. учебные столы;
8. доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов);
9. экран;
10. кабинет музыки, актовый зал.
 
Мониторинг образовательных результатов

Параметры мониторинга Критерии
Обучающие выразительное исполнение своей партии, роли;
соблюдение этических правил по отношению к сверстникам, учителю;
хорошее знание текста роли, песни;
аккуратность в создании костюма или маски к спектаклю.
Воспитательные Культура поведения
Характер отношения со сверстниками
Развивающие Развитие творческого мышления

 
Формы и виды контроля.
Ф о р м ы   к о н т р о л я:
 - педагогическое наблюдение; тесты; тренинги; спектакль.
Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий;
промежуточный – генеральная репетиция в классе, на сцене;
итоговый – музыкальная постановка, спектакль.
Список литературы:
1. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнееваидр. Детский музыкальный театр. Программы
разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
2. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1992
4. Л. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987
5. А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
Интернет-ресурсы:
http:// mon.gov.ru
http:// standart. edu. ru
http://www.proshkolu.ru/golink/tehnologi.su/dir/32
http://school-collection.edu.ru/
http://www.music.edusite.ru/
 
Содержание программы
Учебно-тематическое планирование.
 

Тема занятия Кол-во часов Примерное содержание   Формируемые УУД
1. Введение. Что такое музыкальный театр. 1 Музыкальный театр как вид искусства. Формируются первоначальные представления о понятиях - «спектакль», «роль», «сцена спектакля», «актёрский ансамбль». Личностные УУД: самоопределение в выборе роли.
Регулятивные УУД:
-определение промежуточных целей с учетом конечного результата и составление плана и последовательности действий.
2. Музыкальная сказка 1 Знакомство с музыкально-сценическим произведением –«Роли» - «Репетиции» Научить разбирать пьесу, пересказывать её сюжет, проигрывать пьесу целиком путём повторных репетиций, обсуждать показ своей работы. Познавательные УУД:
-извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Коммуникативные УУД:
-умение выражать свои мысли,
3. Атрибуты сцены 1 Изготовление костюмов, декораций Познавательные УУД:
-постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные УУД:
-владение монологической и диалогической формами речи.
4-
5
Работа над спектаклем 2 Познакомить с понятиями «дикция», «дыхание», «звук», «орфоэпия», познакомить с музыкальным и литературным произношением. Выполнять упражнения по выработке дикции, Разучить тексты музыкальных скороговорок и. Групповая и индивидуальная работа над ролью. Познавательные УУД:
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
-управление поведением партнера.
6. Главная репетиция спектакля 1 Репетиция всей пьесы. - Премьера спектакля. Обсуждение с детьми. Познавательные УУД:
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 
Образовательный продукт- показ музыкального мини-спектакля.
 
Место программы внеурочной деятельности
музыкальный театр «Калейдоскоп» в системе школьного образования
Музыкальный театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время музыкальное театральное искусство
• способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
• пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
• активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы.
Основные принципы программы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель и задачи программы
Цель: воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи 1 года реализации программы:
1. формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
2. пополнять словарный запас, образный строй речи;
3. развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
4. развивать воображение, выразительность речи.
Задачи 2 года реализации программы:
1. совершенствовать полученные умения и навыки;
2. формировать способность строить диалог друг с другом;
3. развивать художественное и ассоциативное мышление;
4. формировать нравственные качества, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
5. развивать коммуникативную культуру детей.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Сроки реализации программы
Данная программа предназначена для реализации в 1-3 классе. Срок реализации программы 2 года. В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа рассчитана на 33 часа в год (включая каникулы) для 1 класса, 34 часа в год для 2 класса. Периодичность занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия в 1 классе составляет 30-35 минут, во 2-3 классе- 40 минут.

Межпредметные связи
Программа внеурочной деятельности музыкальный театр «Калейдоскоп» ориентирована на приобщение школьников к музыкальному театральному искусству, предполагая самое тесное взаимодействие с уроками чтения, изобразительного искусства, трудового обучения, музыки.

Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
• игра
• беседа
• иллюстрирование
• изучение основ сценического мастерства
• изучение основ вокального искусства
• мастерская образа
• мастерская костюма, декораций
• инсценирование прочитанного произведения
• постановка спектакля
• работа в малых группах
• актёрский тренинг
• экскурсия
• выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
В коллектив принимаются дети независимо от их музыкальных данных. Данная программа направлена на развитие артикуляции, музыкальных и артистических способностей. Певческое интонирование – цель и средство создания вокально-сценического образа. Работа над вокальными партиями включает в себя работу над чистотой интонирования, мягкостью звучания, над высокой певческой позицией, четкой дикцией, над верностью ритмического рисунка, выразительностью исполнения. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Методы, формы и технологии обучения
Музыкальный театр «Калейдоскоп» представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке музыкального спектакля, как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля. Ведущим методом работы здесь выступает так называемый метод «игры в сказку», где художественный материал «проживается» ребёнком посредством его погружения в характер образа, введения проблемных ситуаций, а также широкого использования условных материалов (бутафория, реквизит).
Обучение осуществляется с учётом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.
Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования, что ведёт к возникновению у детей чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.
Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
Формы обучения:
- фронтальная; - парная; - индивидуальная.
Технологии обучения:
- игровая; - личностно-ориентированная.

Ожидаемые результаты (1 год обучения)
личностные предметные метапредметные
§развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
§приобретение новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре
§формирование навыков зрительской культуры
§развитие художественного вкуса
§расширение общего кругозора
§пополнение словарного запаса
§умение переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот изучение доступных элементов условности в музыкально-сценической деятельности:
§элементарный разбор музыки
§разучивание вокальных партий
§приобретение умения перевода содержания музыкального языка на мимику, жестикуляцию, пластику поведения
§приобретение навыка работы в паре, группе
§овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками

Ожидаемые результаты (2 год обучения)
личностные предметные метапредметные
§приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу
§умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. §освоение авторского музыкально-сценического рисунка действующих лиц
§умение с помощью слов, мимики и жестов выражать благодарность, сочувствие, обращаются за помощью
§умение выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов
§через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом §Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
§Участие в коллективном обсуждении

Формы и виды контроля.
Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля:
§текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий;
§промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы, проводимые в школе;
§итоговый – спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

Критерии и система оценки творческой работы
На занятиях данного кружка отметок предлагаем не ставить. Ребенок должен включиться в процесс творческого переживания и воплощения, а задача учителя - с уважением и пониманием отнестись к его творческой деятельности.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворенности, легкости и положительно-эмоционального настроя.
За время работы по данному курсу необходимо поощрять желание учащихся принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Изучение каждого раздела может заканчиваться отчетным выступлением, концертом, инсценировкой литературных произведений к различным праздникам.
В процессе проведения занятий в театральной студии учитель с учащимися оформляет выставки рисунков, фотографий, принимают участие в школьном телевидении.

Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов занятий младших школьников в музыкальном театре «Калейдоскоп»:
- выступления перед зрителями в начальной школе;
- участие в конкурсах, фестивалях различного уровня;
- участие в постановке спектакля.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников музыкального театра, их родителей, а также зрителей.

Раздел II. Структура курса.
Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
№ Наименование разделов Число часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1 год обучения
1. Вместе весело играть 2 рисунок
2. Веселая гимнастика 4 ритмопластика
3. Волшебной музыки страна 10 мини-сценки
4. Как звучат слова 6 декламация стихов
5. С песенкой по лесенке 10 роли и диалоги
6. Показ спектакля 1 выставка фотографий «Наше творчество»
Всего 33
2 год обучения
1. Азбука театра 2 терминология
2. Музыкальный театр 7 мини-сценки
3. В гостях у сказки 7 инсценирование эпизодов
4. Элементы музыкальной грамоты 5 музыкальные игры
5. Работа над спектаклем 12 роли и диалоги
6. Показ спектакля 1 выставка фотографий «Наше творчество»
Всего 34

Раздел III. Содержание тем учебного курса
1 год обучения
РАЗДЕЛ 1. Вместе весело играть (2 часа)
Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения. Познакомить детей друг с другом, формировать умения действовать в коллективе.
РАЗДЕЛ 2. Веселая гимнастика (4 часа)
Практические занятия, театрализованные игры. Игры-упражнения; музыкально-ритмические упражнения. Спонтанный танец. Элементы релаксации. Упражнения на развитие речевого аппарата.
РАЗДЕЛ 3. Волшебной музыки страна (10 часов)
Слушание музыки. Рисование (цветопись). Музыкально-дидактические игры.
Пение вокальное и хоровое.
РАЗДЕЛ 4. Как звучат слова (6 часов)
Основы актерского мастерства. Голос и речь человека. Жест, мимика, движение. Творческое взаимодействие с партнером.
РАЗДЕЛ 5. С песенкой по лесенке (10 часов)
Работа с песенным репертуаром; упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкальные игры. Голосо-речевой тренинг. Участие в подготовке и проведении праздников, выступление в концертных программах. Постановка музыкальной сказки.
РАЗДЕЛ 6. Показ спектакля (1 час)
Концертная программа, мини-сценки, мини-спектакли для начальной школы.

2 год обучения
РАЗДЕЛ 1. Азбука театра (2 часа)
Тематические беседы. Сюжетно-ролевые игры. Составление афиши. Игровой тренинг на развитие внимания, памяти, воображения.
РАЗДЕЛ 2. Музыкальный театр (7 часов)
Просмотр фото-, видеоматериала. Инсценирование, подготовка концертных номеров. Работа над репертуаром. Участие в постановке спектакля.
РАЗДЕЛ 3. В гостях у сказки (7 часов)
Просмотр фрагментов видеофильмов. Чтение, анализ сказок; инсценирование отдельных эпизодов. Упражнение на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.
РАЗДЕЛ 4. Элементы музыкальной грамоты (5 часов)
Музыкально-ритмические упражнения. Хореографическая импровизация.
РАЗДЕЛ 5. Работа над спектаклем (12 часов)
Декламация скороговорок, стихов, пантомима, разыгрывание воображаемых ситуаций, прослушивание музыкальных произведений, конкурс чтецов. Сюжетно-ролевые игры. Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции.
РАЗДЕЛ 6. Показ спектакля (1 час)
Концертная программа, мини-сценки, мини-спектакли для начальной школы.

Основные понятия
Искусство, Музыка, Живопись, Театр, Артист, Концерт, Выступление, Реквизит, Апплодисменты, Спектакль, Этюд, Партнер, Премьера, Сцена, Занавес, Дублёр, Декорации, Драма, Комедия, Трагедия, Афиша, Овация, «Бис», «Браво», Софит.

Раздел IV. Предполагаемые результаты программы
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми музыкальной грамоты и сценического искусства (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия).
Для 1 года обучения:
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.
Для 2 года обучения:
Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

Требования к уровню подготовки учащихся
Характеристика основных результатов первого уровня и второго уровня
знать:
• о театре как виде искусства, особенностях театра; уметь разбираться в театральных терминах; о сценической культуре;
• понятия: сцена, кулисы, артист, актер, режиссер, репетиция, сценическая площадка ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, партитура, партия, ритм, динамика, длительность, темп; знать средства музыкальной выразительности.
• элементы музыкальной грамоты
уметь:
• действовать в коллективе;
• управлять интонацией своего голоса;
• действовать в вымышленных обстоятельствах;
• проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
• отзываться на знаки дирижера;
• петь хором в унисон;
• импровизировать на заданную тему.

Развивать общеучебные умения и личностные качества:
• умение воспринимать конструктивную критику;
• способность к адекватной самооценке;
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
• трудолюбие, упорство в достижении цели;
• эмпатия, взаимопомощь.

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
1.«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844
2. Устав МОУ ПСОШ

3. Сборник № 6. Образовательные программы дополнительного образования детей. - М.: Просвещение, 2010 .
4.Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2010.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов- М.: Просвещение, 2010.

Литература для учителя:
1. Журнал «Вестник образования России» № 7/2006 г.
2. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнееваидр. Детский музыкальный театр. Программы
3. разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
4. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
5. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998
6. В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1992
7. Л. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987
8. А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
9. Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http:// mon. gov. ru
http:// standart. edu. ru
http://www.proshkolu.ru/golink/tehnologi.su/dir/32
http://school-collection.edu.ru/
http://children.kulichki.net/
http://www.music.edusite.ru/

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ
1. компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
2. магнитофон;
3. синтезатор;
4. проектор;
5. материальная база для создания костюмов и декораций.
6. учебный кабинет;
7. учебные столы;
8. доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов);
9. экран.
 
Цель внедрения краткосрочных образовательных практики по выбору  создание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной действительности, как из основного источника развития [1].
Использование с этой целью практико-ориентированных курсов по созданию в конечном итоге собственного продукта является наиболее востребованной как со стороны дошкольников, так и их законных представителей.
Театрализованная деятельность является одной из самых интересной для детей старшего дошкольного возраста.
Кроме этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях. Из всего выше сказанного, следует вывод о том, что театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать весь спектр задач, на которые направлен ФГОС ДО [2].
Направленность курсов предполагает:
1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
2. Речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие детей.
Цель: всесторонняя поддержка творческих проявлений детей.
Задачи:
Создать условия для проявления возможностей детей в движении, в выразительном слове.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Программа курсов предполагает проведение 2 занятий в неделю во второй половине дня в музыкальном зале. Данный курс рассчитан на 12 человек в возрасте 5-6 лет. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа. Общее количество занятий – 12 часов.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудио проигрыватель, костюмы для спектакля.
Формой подведения итогов и конечным продуктом реализации краткосрочной образовательной практики является спектакль «Чудеса в лесу» [3]. По итогам прохождения курсов все участники получат сертификат о прохождении краткосрочных образовательных практик(Приложение).
 
Тематический план
 

Неделя / Тема Название занятия Количество
часов
1 неделя
Основы театральной культуры
Вторник
Четверг
«Закулисье»
«Разные театры»
1
1
2 неделя
Театральная игра
Вторник
Четверг
«Игры с бабушкой Забавушкой »
«Поиграй со мной дружок»
1
1
3 неделя
Культура и техника речи
Вторник
Четверг
«Говорили, говорили да не выговорили»
«Чудеса в лесу»
1
1
4 неделя
Мимика и ритмопластика
Вторник
Четверг
«Пойми меня»
«Герои чудесного леса»
1
1
5 неделя
Работа над спектаклем
Вторник
Четверг
«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »
«Читай как я!»
1
1
6 неделя
Работа над спектаклем
Вторник
Четверг
«Генеральная репетиция!»
«Премьера»
1
1
    12 часов

 
Методическое обеспечение
1 занятие «Закулисье»
Задачи: познакомить детей с понятием театр, театральные профессии; пополнять словарный запас; вызвать эмоционально – положительное отношение к театру; способствовать развитию силы голоса.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.
Ход
Беседа с детьми о том, что такое театра, люди каких профессий работают в театре. Просмотр мультимедийной презентации с включением видеороликов. Артикуляционная гимнастика. Чтение с разной силой голоса отрывков из спектакля.
2 занятие «Разные театры»
Задачи: познакомить детей с видами театров, отметив их характерные особенности; рассказать о правилах поведения в театре, способствовать активизации мышц губ.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.
Ход
Занятие проходит в форме беседы- путешествия, с использованием мультимедийной презентации. Решение игровых обучающих ситуаций «Как вести себя в театре». Артикуляционная гимнастика. Чтение отрывков спектакля от лица персонажа. Театральные игры «Веселые обезьянки», «Угадай, что я делаю».
3 занятие «Игры с бабушкой Забавушкой»
Задачи: расширять интерес детей к активному участию в театральных играх; способствовать развитию силы голоса и речевого дыхания; развивать воображение, фантазию детей.
Оборудование: мяч.
Ход
Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Театральные игры «Одно и тоже по разному», «Горячая картошка». Этюды «Гадкий утенок», «Медведь в лесу».
4 занятие «Поиграй со мной дружок»
Задачи: развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.
Оборудование: стулья по количеству детей.
Ход
Артикуляционная гимнастика. Театральные игры «Цирковое представление», «Музыкальный стул», «Метелица». Обыгрывание этюдов «Знакомство», «Встреча с другом», «Где мы были».
5 занятие «Говорили, говорили да не выговорили»
Задачи: продолжать знакомство детей с малыми фольклорными формами; добиваться четкого произнесения слов и фраз; развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь детей, расширять образный строй речи.
Оборудование: атрибуты кукольного театра, для разыгрывания диалогов.
Ход
Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чистоговорки. Пальчиковые игры. Игра «Давай поговорим», с разыгрыванием и придумыванием диалогов между различными героями.
6 занятие «Чудеса в лесу»
Задачи: познакомить детей со спектаклем «Чудеса в лесу»; вызвать желание разыграть его и показать зрителям; способствовать развитию диалоговой речи; обратить внимание на дикцию детей.
Ход
Знакомство со спектаклем «Чудеса в лесу», посредством выразительного чтения педагогом. Чтение детьми отдельных эпизодов. Распределение ролей.
7 занятие «Пойми меня»
Задачи:формировать у детей простейшие образно-выразительные умения; учить имитировать характерные движения различных героев.
Оборудование: карточки с иллюстрациями разного настроения, игрушками.
Ход
Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала», «Изобрази настроение», «Игрушки». Театральная игра «Угадайте, кто я». Работа над текстом спектакля. Разыгрывание эпизодов.
8 занятие «Герои чудесного леса»
Задачи: развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение; воспитывать интерес к театральной деятельности.
Оборудование: стулья, мяч.
Ход
Упражнения на ритмопластику и мимику. Разыгрывание эпизодов спектакля.
9 занятие «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»
Задачи:продолжать учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма; развивать интонационную выразительность речи и пластику движений.
Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля.
Ход
Примерка костюмов и атрибутов для артистов, подгонка. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на ритмопластику и мимику. Разыгрывание эпизодов.
10 занятие «Читай как я!»
Задачи: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства; учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию; продолжать работу над четким произношением слов и предложений с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).
Оборудование: аудио проигрыватель.
Ход
Артикуляционная гимнастика. Чтение скороговорок и чистоговорок. Разыгрывание сцен спектакля.
11 занятие «Генеральная репетиция!»
Задачи: эмоционально и психологически настроить детей на выступление; обратить внимание на важность и значимость предстоящего действия.
Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля, декорации, подготовленная афиша, пригласительные билеты на спектакль для родителей участников.
Ход
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на ритмопластику и мимику. Прогон спектакля. Психологический настрой.
12 занятие «Премьера!»
Задачи:поддерживать активное желание активно участвовать в спектакле; совершенствовать способность к импровизации; воспитывать желание доводить начатое дело до конца, получать удовольствие от результата.
Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля, декорации, сертификаты о прохождении краткосрочных курсов для детей.
Ход
Зрители заранее рассаживаются в зале, артисты готовятся к выступлению. Выступление артистов. Вручение детям сертификатов.
 
Список литературы:
ФГОС ДО // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
Концепция муниципальной модели дошкольного образования г. Перми // http://www.docme.ru/doc/255772/koncepciya-doshkol._nogo-obrazovaniya-g.p....
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой //http://www.firo.ru/?page_id=11684
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2008 год.
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - ТЦ Сфера, 2009 год.
Сценарий для детского театра: "Чудеса в лесу" автор Наумова Наиля Хафизулловнаhttp://festival.1september.ru/articles/210044/ .
Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2008 год.
 
II. Пояснительная записка
             
1. Направленность
 
Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность.
 
2.Новизна
Заключается в том, что в программе используются
·         информативно-коммуникативные и педагогические технологии.
·         Игровой метод обучения
·         образовательный процесс направлен на формирование музыкально-исполнительской культуры детей, которая является частью художественной  культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер.
·         В программе интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. использование в работе детского объединения информативно-коммуникативных технологий.
 
 
3. Актуальность
В условиях дополнительного образования детей музыкально-театральное искусство занимает существенное место. Практика показала целесообразность организации такого объединения, так как его деятельность благотворно влияет на развитие творческого начала учащихся младшей ступени, оказывает существенное влияние на  нравственное и эстетическое развитие детей.
·         Актуальность программы том, что детское объединение создано в школе впервые.
·         Детское объединение создано по просьбе родителей
·         Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
4. Педагогическая целесообразность
Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
 
5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
 
 
Цель образовательной программы:
·         Развитие у детей театрально – музыкальных, творческих, коммуникативных  способностей посредством приобщения их к сценическому искусству.
Задачи программы:
 
Обучающие задачи:
 
·         обучить актерскому мастерству, вокально-хоровому пению;
Воспитательные задачи:
 
·         Воспитать у учащихся умение работать в коллективе.
 
 
Развивающие задачи:
 
·         Развивать индивидуальные творческие способности;
 
6. Отличительная особенность программы.
 
·         В том, что во время проведения занятий использованы  разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительный, информационный.
·         Использованы такие формы занятий, как экскурсии,  ролевые  игры, КВН, эмоциональные этюды, двигательные упражнения.
·         Применяются информационные технологии, что способствует вовлечённости, заинтересованности ребят, расширение их кругозора.
·         Программа позволяет  доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, в музыкальном спектакле реализовывать дарованные от рождения потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.
 

Принципы построения программы:
                                                                  
·         Принцип научности;
·         Принцип комплексности;
·         Принцип последовательности;
·         Принцип доступности;
·         Принцип сочетания индивидуального и комплексного     образования;
·         Принцип активной деятельности учащихся;
·         Принцип гуманистической направленности;
·         Принцип связи теории с практикой;
·         Принцип преемственности;
 

7. Возраст детей.
 
Программа обучения в детском объединении «Музыкальный театр» рассчитана на детей в возрасте от 8 до 11 лет.
 
8. Срок реализациипрограммы: 1 год.
 
 
9. Формы и режим занятий.
 
       В данной образовательной программе используются такие формы занятий как репетиция, экскурсия, занятие-путешествие, творческие обсуждения, чтение и просмотр постановок и пьес, творческая мастерская.
- Индивидуальная работа;
 
- Групповая работа;
 
- Массовая работа.
 
- Теоретические занятия
 
Режим занятий.
 
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 10 - минутным перерывом.
Количество учащихся – 15 человек.
Возраст обучающихся – 8-11 лет.

 10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫи способы определения  их результативности.
 
К концу учебного года  учащиеся должны знать:
·         Основы театрального искусства
·         Как правильно вести себя на сцене во время репетиций и на спектакле
·         Как правильно применить навыки актёрского мастерства
·         Как правильно произносит текст в исполняемых пьесах
·         Театральные традиции общества
 
По окончанию курса учащиеся должны уметь:
·         Правильно вести себя на сцене во время спектакля
·         Владеть навыками актёрского мастерства
·         Правильно произносить текст в исполняемых пьесах
·         выражать свои впечатления в доступной форме: в виде сюжетной игры, рисунка, поделки.
·         применять навыки саморегуляции и самоорганизации;
 
Основным методом  диагностирования является метод педагогического наблюдения, который  с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности.  Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.

 
Оценка уровня обученности.
 

Время проведения Параметры Критерии Показатель Оценка уровня Метод
Сентябрь
Январь
Май
формирование навыков и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства;
 
1.чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, в сольных партиях
2.понимание основных понятий театрального искусства
3.умение грамотно  произносить текст в исполняемых пьесах
4. умение вживаться в создаваемый образ
1. Свободное интонирование выученной партии
2.овладение лексиконом и сценическими понятиями
3.чёткая дикция, правильное произношение текста, постановка ударения
4.создание театрального образа различных жанров
В – в полной мере овладение  актёрскими и вокально-хоровыми навыками
С – не всегда правильное произношение текста и создание образа
Н – отсутствие желания работать над собой
Наблюдение
Прослушивание

 
 
Оценка уровня воспитания.
 

Время проведения Параметры Критерии Показатель Оценка уровня Метод
Сентябрь
Январь
Май
воспитание у учащихся
организованности, внимания, трудолюбия, умение работать в коллективе.
 
1.стремление довести начатое дело до конца
2.занятия носят плодотворный характер
3.дисциплинированность на занятиях и выступлениях
4. умение чётко выполнять требование педагога
1. проявление творческого самовыражения и самопознания
2.проявление и реализация своих способностей
3.чёткое выполнение требований педагога
4.ответственное отношение к занятиям и поручениям
В проявляет интерес к занятиям, доброжелателен, трудолюбив, организован
С – частичный интерес к занятиям, часто невнимателен
Н – проявляет пассивное отношение, невнимателен, неорганизован
Наблюдение
 

 
Оценка уровня музыкального развития учащихся.
 

Время проведения Параметры Критерии Показатель Оценка уровня Метод
Сентябрь
Январь
Май
выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
 
1.расширение и обогащение  сфер духовной жизни учащегося
2.проявление музыкальных способностей
3.интерес к самореализации
интерес к выступлениям, спектаклям
1. Высокий показатель музыкальной памяти, ритма
2.проявление самовыражения и самопознания
3.проявление интереса к различным жанрам искусства
 
В – стремление достичь хороших результатов, творческий рост
С – средние музыкальные способности, развитие проходит медленно
Н – музыкальные способности на первоначальном уровне
Наблюдение
Прослушивание

 
 
 
11. Формы подведения итогов:
·         Конкурсы
·         Фестивали
·         Выступление на концертах
·         Выступление на родительских собраниях
·         Игровые тренинги
·         КВН
·         Творческие задания
·         Открытые занятия детского объединения
·         Фотовыставки спектаклей
 
 
 
III. Учебно – тематический план.
 
 
 


п/п   
  Наименование разделов и тем
 
    Количество часов
всего часов теория практика
1-6 Раздел 1   Введение в мир театра.
Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.
 
16 час. 7 9
7-10 Раздел 2. Музыка, театр, композиция.
 
16 час. 6 10
11-17 Раздел 3. Словесная мозаика.
 
 
16 час. 8 8
18-23 Раздел 4. Искусство воображения
 
16 час. 7 9
24-28 Раздел 5. Учись смотреть и чувствовать. 16 час. 7 9
29-34 Раздел 6. Госпожа Вежливость и господин Этикет. 16 час 8 8
35-40 Раздел 7. Вкуси изюминку. 16 час 7 9
41-45 Раздел 8. Сценическое мастерство. 16 час 7 9
46-51 Раздел 9.  Развитие актерского мастерства 16 час. 6 10
  Итого 144 63 81

 
IV. Содержание учебного курса.
               Раздел 1. Введение в мир театра.16 часов.
1. В чем сила искусства.
Теория:
Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.
Беседа о различных видах искусств, о слиянии жанров: музыки, театра, живописи, хореографии.
Практическая работа: Составление правил поведения в театре.
 
2.Воспитание искусством.
Теория:
Беседа о том, как искусство влияет на чувства людей.
Краткое ознакомление учащихся с содержанием программы в форме необычного путешествия.
Практическая работа:Рисунок любимых сказочных героев.
 
3. Тесты, выявление склонностей, музыкальных способностей.
Теория:
Игровая репетиция, прочтение текста с различной интонацией.
Практическая работа:отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением.
 
4. Большая голова.
Теория:
Игровой тренинг, направленный на развитие всех видов памяти: словесной, пластической, образной, ритмической, осязательной. Один из вариантов ведения темы - выбор игры, позволяющей в процессе игровой деятельности раскрыть творческий потенциал.
Практическая  работа:Оформление творческих работ . Сценическое мастерство по игровому показу.
 
5. Музыка и театр.
Теория:
 «Тысяча миров музыки». Понятие театра. Определение, история возникновения театра, рассказы о театре.
Практическая работа: Выполнение творческих этюдов на заданную тему.
 
6. Сказка за сказкой.
Теория:
Знакомство с музыкальной сказкой. Путешествие по знакомым сказкам. Устная характеристика сказочных персонажей. Осмысленный вариант поведения на сцене.
Практическая работа:Обыгрывание ролей сказочных персонажей. Рисунки по содержанию сказок.
 
            Раздел 2. Музыка, театр, композиция.16 часов.
 
7. Работа над композицией «Здравствуй, осень».
Терия:
Знакомство с композицией. Вопросы по содержанию, ответы в форме «оперетты», обыгрывание ролей.
Выявление музыкальных способностей.
Практическая работа:Собственная интерпретация сюжета.
 
8.Исполнение песен осенней тематики.
Теория:
 Выразительное исполнение песен:
 «Золотые  корабли», «Уздечки золотые», «Рыженькая осень».
 Практическая работа:исполнение песен, используя правила правильного пения.
 
9. Выразительность исполнения.
Теория:
Работа над дикцией. Вызываются солисты и вокальная группа исполнителей. Провести конкурс на лучшее исполнение, лучших исполнителей отметить памятными значками в форме нот.
Практическая работа:
 исполнение песен, используя правила правильного пения.
 
10.Игровой тренинг: «Я актер, я - дирижер».
Теория:
Выявление качеств актера и дирижера, проводится игровой кастинг на лучшие исполнительские качества.
Практическая работа:Тест на актерское мастерство.
 
                 Раздел 3. Словесная мозаика. 16 час.
 
11. Музыкально-дидактическая игра «Что нам осень принесла?
Теория:
Объяснение правил игры, вовлечение всех участников в игровые действия. Распределение ролей с помощью игрового теста.
Практическая работа:выполнение правил игры. Рисунок по содержанию.
 
12.Веселая мозаика
Теория:
 /слово, ритм, движение/ Отработка навыков, связанных с ритмом и темпом. Варианты упражнений в форме игры «буриме».
Практическая работа:Сочинение собственных четверостиший.
 
13.Игра - тренинг с рифмованным текстом.
Теория:
По заданному ритму подбираются несложные фразы по аналогу игры «буриме».
Практическая работа:Изготовление карточек с рифмованным текстом.
 
14.Игра-тренинг на умение подбирать рифму.
Теория:
Индивидуальные карточки с подготовленными словами-проводниками, из них выбирается верный вариант.
Практическая работа: ритмический тренаж.
 
15.Работа с рифмованным текстом-двустишием «буриме».
Теория:
Подбор рифмы по заданному рисунку, уточняются правила стихосложения.
Практическая работа:игровой практикум.
 
16. Мы рисуем песню:
Теория:
 образ, композиция. Отработка навыков, связных с образным восприятием. Характеристика различных сторон внимания, составление плана композиции.
Практическая работа:игровой практикум.
 
17. Игровой тренинг актерского мастерства.
Теория:
При выполнении основного задания учитываются следующие моменты: умение укладываться в заданное время, точность в выполнении упражнений, самооценка.
Практическая работа:самостоятельная работа по исполнительскому мастерству.
 
               Раздел 4. Искусство воображения. 18 час.
 
18.Комплексные занятия с использованием известных репродукций, составление рассказов.По предложенным репродукциям предлагается составить рассказ. Выбрать из числа участников режиссера и художника-оформителя.
19.Экскурсия «В гости к березке».
Теория:
Во время экскурсии проводятся игры и хороводы. Рассказ о ритуалах и обрядах, активизировать словарный запас участников, обыграть несколько обрядов.
Практическая работа:Умение действовать в коллективе.
 
20.Музыка изобразительная. Что услышал композитор.
Теория:
Анализ и характеристика произведений, описательные рассказы по предложенным репродукциям. Слушание классических произведений. Знакомство с творчеством известных композиторов.
Практическая работа:Рисунок по содержанию.
 
21.Игровой тренинг «Любим ли мы оперетту».
Теория:
Знакомство с особенностями нового жанра как особого действия, разыгранного в пространстве сцены. Перенесение драматического действия на сцену. Работа с вокалистами.
Практическая работа:Творческие упражнения вокального жанра.
 
22. Работа над композицией «Смех вам да веселье».
Теория:
Вызвать интерес к фольклору с помощью игрового действия. Чтение фольклорных потешек с использованием народных песен. Прививать любовь к русскому народному творчеству на практическом материале.
Практическая работа: Исполнение попевок из фольклорного материала.
 
23.Показ композиции. Обыгрывание ролей.
Теория:
Исполнение ролей . Обыгрывание потешек. Чтение с листа. Знакомство с народным  жанром. Предложить исполнить партии, используя материалы праздничной программы. Выбрать из числа участников наиболее эмоциональных с хорошими вокальными данными.
Практическая работа: Исполнение потешек по карточкам.
 
             Раздел 5. Учись смотреть и чувствовать. 14 час.
 
24.Учись смотреть, чувствовать, понимать искусство.
Теория:
 Значение театрального искусства. Понятие о различных жанрах. История театра. Изобразительный характер. Примеры из детских спектаклей. Понятие о сатирических пьесах.
Практическая работа:Исполнение небольших отрывков музыкально-театральной композиции.
 
25. Инсценирование песен.
Теория:
 Выразительное исполнение песен: «Комара женить мы будем», «Как у наших, у ворот», «Где был Иванушка».
Практическая работа:
Выполнение игровых действий по содержанию песен. Поиск изобразительного характера.
 
26. Разучивание партитурной композиции «Короб чудес».
Теория:
 Знакомство с партиями и ролями. Выполнение заданий с использованием нотной записи. Работа над гримом. Виды театрального костюма. Музыкальный образ. Рассказ о мастерах, участвующих в создании спектакля.
Практическая работа: Исполнение партий по показу.
 
27. Слушание сказки «Шагает Буратино».
Теория:
 Знакомство с партиями. Распределение ролей. Вопросы по содержанию. Сходство и различие с новым и старым содержанием. Пояснение появления скоморошьего театра.
Практическая работа: Выразительное исполнение отдельных партий.
 
28.Работа с одаренными детьми.
Теория:
 Организация драматической роли. Понятие о голосе. Дикция. Мимика. Упражнение на отработку дикции. Декламация. Исполнительское мастерство.
Практическая работа:Исполнение отдельных ролей.
 
              Раздел 6. Госпожа Вежливость и господин Этикет. 16 час.
 
29. Госпожа вежливость подсказывает, господин Этикет предупреждает.
Теория:
Игры- тренинги на развитие эмоционально-чувственной культуры. Художественная форма представления определенного стиля поведения. Дружеские шаржи на тему положительных взаимоотношений.
Практическая работа: Выполнение задания на стимуляцию внимания с последующим анализом.
 
30. Из чего сделана музыка.
Теория:
Значение музыки как важного источника выражения драматургического образа. Музыкальное сопровождение, примеры исполнения. Драматическая нить сознания. Познание образа. Стиль и характер.
Практическая работа: анкетирование «Нужна ли музыка театру».
 
31. Из чего сделан театр.
Теория:
 Из чего сделан театр. Значение театра в жизни человека. История создания отечественного театра. Характерные особенности современной драматургии.
Практическая работа:Примеры драматического действия. Чтение ролей по показу.
 
32. Образные беседы, актерский тренинг «Я рожден для сцены».
Теория:
Определение темы художественного драматического образа. Выявление образного характера. Определение профессии актера. Требования к актерскому мастерству.
Практическая работа: Чтение ролей по заданному ритму.
 
33.Работа над композицией «Мы со сказкой, да с прибауткой».
Теория:
Тренировка музыкальной памяти, чтение потешек с изменением темпа и ритма. Выполнение заданий по показу ведущего.
Практическая работа:Исполнение песен фольклорного характера.
 
34. Слушание музыкальной сказки «Колобок решил жениться».
Теория:
 Чтение сказки в новой интерпретации. Вопросы по содержанию музыкального спектакля. Примеры исполнительского мастерства.
Практическая работа Исполнение индивидуальных партий.
 
      Раздел 7. Вкуси изюминку. 16 час.
 
35. Вкуси изюминку.  Игровой тренинг.
Теория:
 Овладение различными техническими навыками. Овладение темпом и скоростью исполнения. Влияние физического действия и умения контролировать игровые действия. Чтение ритма по схеме. Тренировка музыкальной памяти.
Практическая работа: выполнение упражнений с различной амплитудой ритмического движения.
 
36.Эстетическая природа театрального искусства.
Теория:
Практическая работа на сцене. Правила этикета, умение вести себя на сцене. Правила по технике безопасности в игровой форме с помощью шуточного теста. Пример исполнительского мастерства.
Практическая работа:Чтение драматургического произведения. Отрывок пьесы.
 
37. Знакомство со сказкой «Репка на новый лад».
Теория:
Знакомство с музыкальным спектаклем. Вопросы по содержанию. Определение положительных и отрицательных персонажей. Игровая пантомима. Упражнения на память физических  действий. Сочетание музыки, ритма, движения.
Практическая работа:Исполнение отдельных фрагментов по показу.
 
38. Работа над композицией.
Теория:
Структурные элементы пьесы. Диалог. Монолог. Антракт. Действующие лица. Виды диалогов, особенности их настроения. Выразительность диалога. Разбор пьесы. Значение театрального коллектива.
Практическая работа:Типы действующих лиц. Чтение пьесы с листа.
 
39. Показ сказки в начальных классах.
Практическая работа: Показ сказки «Репка на новый лад». Выразительное исполнение. Реквизит, декорация.
Яркое эмоциональное восприятие.
 
40. Концертная программа «Мы любим музыку, театр, балет».
Теория:
Беседа о слиянии жанров. Подбор выразительных средств. Моделирование взаимосвязи «музыка, театр, балет». Вопросы к зрителю.
Практическая работа:Выразительное исполнение отдельных партий.
 
      Раздел 8. Сценическое мастерство. 16 час.
 
 41.Чудесная тайна музыки. Слушание сказки «Щелкунчик».
Теория:
Добиться яркого восприятия. Беседа по содержанию. Определение характера. Целостность восприятия. Выразительное исполнение отдельных фрагментов .Логическое завершение. Вопросы к зрителю.
Практическая работа:Рисунок по содержанию.
 
42. Обыгрывание фрагментов из любимых сказок.
Теория:
Показ любимых сказок. Развитие творчества. Оригинальность исполнения. Раскрытие характера. Выразительное исполнение партий. Актерское мастерство. Определение действующих лиц.
Практическая работа:Показ фрагмента сказки «Репка на новый лад».
 
43.Поиск изобразительного характера.
Теория:
Раскрытие музыкального и художественного образов. Изображение характера с помощью жестов и мимики. Стимуляция внимания. Выразительность исполнения.
Практическая работа:Изображение персонажей сказки с помощью изобразительного искусства.
 
44.Слушание сказки «Муха-Цокотуха» на новый лад.
Теория:
Заинтересованное слушание сказки. Вопросы по содержанию. Теоретическая тема: «В какой художественной форме можно представить сказку». Игра-тренинг на развитие пластической образности.
Практическая работа:Изображение главных сказочных персонажей с помощью жестов и мимики.
 
45.Показ небольших интермедий.
Теория:
Раскрытие понятия «интермедия». Варианты авторских аранжировок. Упрощение и усложнение целостного задания по ходу действия.
Практическая работа: Изображение интермедий, следя за движением объема памяти каждого из участников.
 
     Раздел 9. Развитие актерского мастерства. 16 час.
 
46. Игры-тренинги на воспитание актерского мастерства с использованием игровой картотеки.
Теория:
 Использование игровой картотеки. Виды театральных костюмов. История появления. Демонстрация слайдов. Просмотр документальных  материалов. Оформление актерского костюма и грима.
Практическая работа:Изготовление макета костюма.
 
47. Игры-тренинги на развитие музыкально-ритмической координации «Музыка и движение»
Теория:
Музыка, ритм, движение. Основы психологических действий, влияние физических движений на стиль и характер произведения. Понятие о сценическом движении.
Практическая работа:Образец исполнительского мастерства.
 
 
48. Экскурсия «В гости к березе».
Теория:
Хоровод «Не грусти, березка», композиция, восприятие предлагаемой песни, ее темпа и ритма. Передача средств выразительности с помощью жестов, мимики. Форма диалога.
Практическая работа:Хоровод «Березка».
 
49.Слушание и обыгрывание сказки С. Прокофьева «Петя и волк».
Теория:
Собственное прочтение сказки. Пример исполнительского мастерства. Понятие драматического произведения. Упражнения на отработку дикции. Оформление сцены и спектакля декорациями. Общий вид действия.
Практическая работа:Версия сказки в исполнении участников.
 
50. КВН «Веселый театр затейников».
Теория:
 Конкурсные условия игры. Умение игроков укладываться в заданное время. Самостоятельное выполнение творческих заданий, оригинальность сюжетов. Вопросы к игрокам в игровой форме.
Практическая работа:Выполнение заданий по заданной теме.
 
51.На балу у Незабудки. Развлекательная программа
Развлекательная программа как итог проведенной работы. Практическое применение художественно-творческих умений, знаний, организаторских способностей, проявляемых при проведении собственных досуговых мероприятий.
Практическая работа:Исполнительское мастерство при выполнении творческих заданий.
 
 
                            Итого - 144 часа.
 
 
V. Методическое обеспечение программы.
 

Раздел Форма занятий Приёмы и методы проведения занятий Дидактический
материал
Форма подведения итогов
1 Введение в мир театра
Инструктаж по технике безопасности
Теоретическое занятие.
 
Информация
Беседа
ТСО, DVD, ПК Собеседование
Устный опрос
Выполнение творческих этюдов
2 Музыка, театр, композиция. Комбинированное занятие
Практическая работа
Игра
Репетиция
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Репетиционный
Презентация
Иллюстрации
ТСО,  DVD,
Синтезатор, сборник песен
Тест на актёрское мастерство
Конкурс
Викторина
Обыгрывание ролей
3 Словесная мозаика. Комбинированное занятие
Практическая работа
 
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
Иллюстрации
Диски
Сочинение собственных четверостиший
Устный опрос
Рисунок по содержанию
4 Искусство воображения Комбинированное занятие, музыкальная игра
Практическая работа
Экскурсия
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
ТСО,  DVD,
синтезатор
Иллюстрации
 
Концерт
Конкурс
Устный опрос
Рисунок по содержанию
5 Учись смотреть и чувствовать. Комбинированное занятие, музыкальная игра
Практическая работа
КВН
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
Кинофильм
Телевизор
Фортепиано
Синтезатор
ПК, сборники песен
Концерт
Конкурс
Викторина
КВН
6 Госпожа Вежливость и господин Этикет. Комбинированное занятие
Практическая работа
Экскурсия на природу
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Объекты природы,
Литература, иллюстрации,
Презентация
ПК, ТСО,  DVD
Сборники песен
презентация
Концерт,
Устный опрос
Прослушивание
Игры-тренинги
7 Вкуси изюминку. Комбинированное занятие, фрагменты по показу
Практическая работа
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Объекты природы,
Литература, иллюстрации,
Презентация
Концерт
Конкурс
Игровой тренинг
8 Сценическое мастерство Изображение персонажей сказок Наглядный
Словесный
Объяснительный
ТСО, синтезатор, фортепиано
 
Игровой тренинг
Показ персонажей
9 Развитие актерского мастерства Комбинированное занятие, музыкальная игра
Практическая работа
 
Наглядный
Словесный
Объяснительный
ТСО, синтезатор, фортепиано
 
Развлекательная программа
Концертное исполнение

 
 
 
VI. Список  использованной литературы.
 
     Список литературы, рекомендуемой для педагогов.
 
1.     Артемова Л. Театрализованные игры дошкольников. /Л. Артемова   М.: 1991 г.
2.     Баряева Л. «Театрализованные игры-занятия». СПб изд-во «Союз» 2001 год
3.     Библиотека учителя. Русская поэзия 19 -20 веков
4.     Горбина Е.В. «В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные сказки- спектакли для школьников. Янаев В.Х., Куров В.Н. Ярославль: Академия Холдинг, 2001 г.
5.     Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы. М: Айрис пресс Рольф.1999.
6.     Завадский Ю.. об искусстве театра. - М. ВТД, 1965.
7.     Захаров В.Е… Мастерство актера и режиссера. - М.: Искусство, 1969.
8.     Зимина А.Н. «Музыкальные сказки: Сценарии и ноты. Издательство «Гном» и Д» 2000 год.
9.     Короб чудес. Чебоксары: КЛИО, 1997.сост. Л.И.Глизерная.
10.   Кох И.Э. Основы сценического движения. - М.: Искусство 1970;
11.   Научно-методический журнал «Литература в школе» № 3. 1999.
12.   Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Краснодар, «Просвещение»2000;
13.   Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве». - М..Искусство,1954.
14.   Станиславский К.С. Сборник сочинений. - М., 1957.
15.   Эфрос А.В. Репетиция - любовь моя. - М., 1993.
 
 
   
 
   Список литературы, рекомендуемой для детей.
 
1.     Алянский Ю. Азбука театра. Ленинград: Детская литература, 1990.
2.     Круглый год. Москва, изд. «Правда». 1991 , сост. Некрылова А.
3.     Музыкальная шкатулка /Ред. - сост.Л.Жук. Изд. «Красико-Принт», Минск.
4.     Музыка в семье муз. Ленинград, 1985
5.     На буяне, славном острове. /Сост. Н. Колпакова/, М.,1980.
6.     Организация внешкольного досуга. Серия «Библиотека школьника». -Ростов н/Д: Феникс, сост. Шашина В.
7.     Праздники в начальной школе. Грузина И.В. -М. «Издат-школа 2000»,Москва
8.     Устное творчество народа. Составитель В. Аникин. -М. 1978.
9.     Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга.
     Сост. Е. Смолина, изд. «Учитель» 2001 г.
 

Голосов пока нет
ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ksk_muzykalnyy_teatr.doc253.5 КБ

Другие материалы подшивки