Метапредметные результаты образовательной деятельности на уроках музыки

Выступление на РМО учителей музыки:
Метапредметные результаты образовательной деятельности на уроках музыки

 

Задача современного учителя - не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Достичь этого сложно, но возможно.
Ответ на этот вопрос сегодня дают ФГОСы, определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые метапредметные результаты, которые предполагают, что ученики будут владеть универсальными учебными умениями информационно-логического,  организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.
Поэтому всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как "метапредмет", "метапредметное обучение", "метапредметный подход", "метадеятельность", "надпредметная программа".
Все эти понятия объединяет иноязычная приставка "мета ", синонимичная русским "за", "над" и придающая этим понятиям значение "всеобщее", "интегрирующее", "универсальное". Поэтому метазнания - это знания о знаниях, способах их получения;
метаспособы- универсальные способы решения познавательных задач;
метаумения- общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки, к которым относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию, умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.);
метапредметные результатыобразовательной деятельности - это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и  при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметностьхарактеризует выход за предметы, но не уход от них.
Метапредмет - это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Метапредметный подходпозволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметность позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. 
Реализовать принцип метапредметности в условиях современной школы можно несколькими способами. Наиболее эффективный, но чрезвычайно сложный 
1.      Введение в учебный план школы специальных предметов - метапредметов.
Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию. Ведутся метапредметы "Знак", "Проблема", "Задача", "Знание".             2.      Ещё один способ реализации метапредметного подхода. Это метапредметные занятия - уроки с элементами метапредметного подхода.
  Обязательным элементом такого учебного занятия являются:
1)            работа с ключевыми понятиями урока с целью их философского осмысления,
2)      выделение признаков этих понятий в предметной теме,
3)      сопоставление философского понимания этого понятия и его смыслового наполнения в предметном материале,
4)      постоянная рефлексия действий на каждом этапе работы.
 
3. Ещё один эффективный инструмент достижения метапредметных результатов в образовательном процессе - использование современных образовательных технологий, в основе которых - системно-деятельностный подход, основоположником которого в российской педагогике является Василий Васильевич Давыдов:
Технология "Развитие критического мышления".
·        Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.
·        Формирование культуры работы с информацией.
·        Проектный метод обучения
·        Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
·        Стимулирование познавательного интереса.
·        Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ).  Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Исследовательские методы обучения.Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений и навыков.
Технология "Дебаты".Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.
Обучение в сотрудничестве(командная, групповая работа). Формирование умения работать сообща на единый результат.Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.В знаниевой (ЗУНы) системе отбор "содержания образования" строился на отборе учебного материала, предметов учебной деятельности.В деятельностной - он строится на отборе средств учебной деятельности, способов деятельности.
Одной из форм организации внеурочной деятельности является метод проектов.
Достоинства метода проектов:
·        Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу.
·        Творческие проекты позволяют выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
·        Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
·        При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
·        Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Перечисленные достоинства проектов и будут способствовать овладением определенными способностями, которые можно применять в разных областях жизнедеятельности.
Метапредметные результаты в музыкальном искусстве:
 - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
      - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
      - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
     - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
     - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
     - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
    - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей;
     - умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.
    Поэтому метапредметный подход предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие. Мне кажется, что данный подход актуален и в области музыки. Предметы музыкального цикла тесно связаны между собой, а также с другими предметами, с жизнью, природой.…  Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.

Голосов пока нет
ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_rezultaty.docx20.7 КБ

Другие материалы подшивки