Кружок 2010-2012

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
 
СОГЛАСОВАНО:                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР                                                                                            Директор МОУ СОШ 8
------------------------                                                                                                   ---------------------------
«____» ____________                                                                                            «____» ____________
 
 
 
ПРОГРАММА По дополнительному  образованию «ВОКАЛЬНЫЙ  АНСАМБЛЬ»
 

 
Красноперова И.Н.
учитель музыки,
педагог дополнительного образования.
 
                                
2010 – 2012 учебный год

                    
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.     Средняя школа № 8.
2.     Кружок ансамблевого пения.
3.     Руководитель: Красноперова Ирина Николаевна.
4.     Тип программы: адаптированная.
5.     Музыкально – эстетическое направление.
6.     Продолжительность освоения: 2 года.
7.     Возраст детей 9 – 13 лет.
8.     Форма организации образовательного процесса – комплексная.
9.     Количество детей: 15.

 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по кружку «Вокальный ансамбль» составлена на основе типовой программе, утвержденной приказом Министерством культуры СССР от 28.05.87.
ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ – жизнеспособная форма в концертной практике и в музыкальном быту. Ансамблевое пение – исторически сложившаяся форма музицирования русского народа, которое сопровождало людей в течение всей их жизни. Правомерно говорить об ансамблевом пении как о русской традиции.
ЦЕЛЬ – ансамблевое пение, как средство формирования творческих способностей учащихся.
Задачи:

- развить умение совместного исполнения произведений;
- сформировать вокально–технические и исполнительские навыки, необходимые для ансамблевой работы;
- развить навыки исполнительства без участия дирижёра;
- обучить умению держать интонационный строй, следить за изменением темпа.

 
Коллектив ансамблевого кружка организован на базе школы № 8, где предусмотрены занятия с детьми младшего и среднего возраста, по привитию певческих навыков, развитию музыкального слуха и творческих способностей.
Особенности работы с ансамблем младшего школьного возраста обусловлены прежде всего возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки.
Для детей характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон. Поэтому, основными требованиями являются легкое, светлое, небольшое по силе звучания пение, музыкально- образная выразительность.
Сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет умелое чередование различных форм работы при пении произведения – это показ рукой движения, направления мелодии, пение произведения с сопровождением и без сопровождения, использование шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Одной из важнейших задач руководителя является пение acapella: при таком пении обостряются слуховые ощущения у детей, быстрее достигается ровность звучания, выработка чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков.
Однако, эта задача нелегка для детей, поэтому следует осторожно приучать детей к пению без сопровождения.
Правильное пение на занятиях ансамблевого кружка поможет детям развить музыкальный слух, уверенно, выразительно, не форсируя звука исполнять детские песни, научить бережно относиться к своему голосу.

Кроме работы по формированию музыкальных способностей, хотела бы создать модель общения, направленную на развитие индивидуальности ребенка, его социальной и нравственной активности, с учетом его личностных особенностей.
Организация учебно-воспитательного процесса:
Программа рассчитана на два года обучения. Возраст детей 9 – 12 лет.
Форма проведений занятий:

-  групповая, где присутствует весь состав ансамбля;
-  работа с отдельной группой (от 3 до 7 человек);
-  индивидуальная работа (подготовка сольных номеров).

Формы подведения итогов реализации программы:

-  участие в школьных концертах, фестивалей;
-  участие в концертах для родителей.

При групповых занятиях вокального ансамбля сохраняется индивидуальный подход к певцам в отношении характера и объема требований в выборе методики занятий, в подборе репертуара.
Весьма существенным условием ансамблевого пения является постоянное соблюдение чистоты интонации. Все участники должны чувствовать и сохранять точный интонационный строй, без чего не может быть качественного исполнения.
Изучение произведения желательно начинать с литературного текста. Исполнителям полезно осмысленно и по возможности эмоционально вслух читать поэтический текст изучаемого произведения, выделяя главные мысли, наиболее важные слова. Затем ведётся работа над изучением мелодии.
Вокальный ансамбль нужно обеспечить посильным и интересным репертуаром. К выбору его надо подойти строго индивидуально, учитывая вокально-исполнительские данные и возможности развития школьников. Общеизвестны художественные достоинства и вокальность народных песен, мелодии их рекомендуется петь и без сопровождения, что обостряет чувство лада, развивает точность интонирования. Большое внимание следует уделять произведениям современных авторов, включая и эстрадные песни. Это приблизит учащихся к современной концертной практике, явится для них хорошим стимулом в работе. При выборе репертуара рекомендуется учитывать не только его учебно-педагогическую ценность, но и пригодность к концертному исполнению.


АНСАМБЛЬ, ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (68 часов)

Цели и задачи:

1.     Развивать активное и творческое отношение к музыке.
2.     Развивать у детей артикуляционный аппарат, учить произносить отчетливо слово.
3.     Расширять певческий диапазон, учить петь выразительно, без напряжения, плавным, лёгким звуком.
4.     В процессе работы над произведением учить находить новые грани произведения.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, Основные темы
1.     Вводное занятие.
2.     Голосовой аппарат.
3.     Исполнительское дыхание.
4.     Певческая установка.
5.     Звукоряд, музыкальные термины.

 
УПРАЖНЕНИЯ

- упражнения на разогрев аппарата;
- упражнения на расширение дыхания;
- упражнения на устойчивость дыхания;
- упражнения на гибкость голоса;
- артикуляционные упражнения;
- упражнения на динамику звука;
- ритмические упражнения;
- соединение гласных и согласных.

 
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ

- правила поведения на сцене;
- правила поведения в общественном месте.

 
РАБОТА  НАД  РЕПЕРТУАРОМ

- вступительное слово о композиторе и характере произведения;
- разучивание музыкального текста;
- работа над чистотой интонации;
- заучивание и осмысливание художественного текста;
- ритм, динамика, характер;
- целостное восприятие и воспроизведение произведения.

 
СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ

1.     Вводное занятие – знакомство, прослушивание детей. Определение задач.
2.     Голосовой аппарат – из чего состоит голосовой аппарат, как функционирует, образование звука;
3.     Певческая установка – что включает в себя: положение головы, корпуса, рук, ног.
4.     Исполнительское дыхание – чем отличается от обычного, как правильно брать и распределять его.
5.     Звукоряд, музыкальные термины – показ рукой направления мелодии, пение звукоряда (вверх, вниз). Знакомство с основополагающими музыкальными терминами.

 
УПРАЖНЕНИЯ

1.     Упражнения на разогрев голосового аппарата – пение закрытым ртом м2 и б2.
2.     Артикуляционные упражнения – четкое произношение гласных и согласных звуков (скороговорки).
3.     Упражнения на динамику – пение попевок в различных динамических оттенках.
4.     Ритмические упражнения – выделение сильных долей, прохлопывание ритмических рисунков.

 
БЕСЕДЫ

1.     Как вести себя на сцене – разговор о сценическом этикете.
2.     Слушание музыки – слушание записей концертов, солистов.

 
РАБОТА  НАД  РЕПЕРТУАРОМ

1.     Вступительное слово о композиторе и характере произведения – краткие сведения о композиторе, рассказ о содержании и характере произведения.
2.     Разучивание музыкального текста – заучивание музыкальных фраз, трудных переходов, сложных оборотов.
3.     Работа над чистотой интонации – отработка отдельных трудных оборотов, отдельных интервалов.
4.     Заучивание и осмысление художественного текста – о чем песня? Понятны ли слова, смысл песни?
5.     Ритм, динамика – динамическая «нить» песни, ритмический стержень (пульс).
6.     Работа над созданием художественного образа – уметь выражать чувства, которые вызывает песня.
7.     Целостное восприятие и воспроизведение песни – соединение всех наработанных навыков, конечный результат.

 
УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ,  НАВЫКИ

1.     Знать строение голосового аппарата.
2.     Уметь пользоваться дыханием.
3.     Знать о певческой установке.
4.     Должен развиться, в достаточной степени, певческий аппарат.
5.     Добиться хорошей устойчивой интонации и чувства ритма.
6.     Уметь петь легким, плавным звуком в различных динамических оттенках.
7.     Расширить свой кругозор.

 
АНСАМБЛЬ,  ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цели и задачи:

1.     Развивать активное творческое отношение к музыке.
2.     Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата.
3.     В процессе работы над произведением, учить находить новые интересные грани произведений.
4.     Продолжать расширять певческий диапазон, учить петь выразительно, без напряжения, плавным, легким звуком в различной динамике.
5.     Приучать петь и следить за руками дирижера.
6.     Дальнейшая работа acapellaи с сопровождением.

 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН
Основные  темы

1.     Вводное занятие.
2.     Голосовой аппарат.
3.     Исполнительское дыхание.
4.     Певческая установка.
5.     Звукоряд, музыкальные термины.

 
УПРАЖНЕНИЯ:

1.     Упражнения на разогрев голосового аппарата.
2.     Упражнения на расширение диапазона.
3.     Упражнения на устойчивость интонации.
4.      Упражнения на гибкость голоса.
5.     Артикуляционные упражнения.
6.     Упражнения на динамику голоса.
7.     Ритмические упражнения.
8.     Соединение гласных и согласных.

 
РАБОТА  НАД  РЕПЕРТУАРОМ:

1.     Вступительное слово о композиторе и характере произведения.
2.     Разучивание музыкального текста.
3.     Работа над чистотой интонации.
4.     Заучивание и осмысление художественного текста.
5.     Работа над ритмом, динамикой и характером.
6.     Целостное восприятие и воспроизведение произведения.

 
Концертная деятельность: выступления на родительских собраниях, школьных мероприятиях, конкурсах.
 
СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ

1. Вводное занятие: прослушивание, определение задач.
2. Голосовой аппарат: из чего состоит, как функционирует, образование звука.
3. Певческая установка: что включает в себя – положение головы, корпуса и т.д.
4. Исполнительское дыхание: чем отличается от обычного, как правильно брать и распределять его.
5. Звукоряд, музыкальные термины: показ рукой направления мелодии, пение звукоряда вверх и вниз.

 
 
УПРАЖНЕНИЯ:

1.Упражнения на разогрев голосового аппарата: пение закрытым, затем открытым ртом тетрахордов вверх и вниз.
2. Артикуляционные упражнения: четкое произношение гласных и согласных звуков (а, о, у, б, п, р и т.д.)
3. Упражнения на динамику: пение попевок в различных динамических оттенках. Начать с piano, закончить forteи наоборот.
Ритмические упражнения: Выделение сильных долей, прохлопывание ритмических рисунков.

 
РАБОТА  НАД  РЕПЕРТУАРОМ:

1. Вступительное слово: краткие сведения о композиторе, рассказ о содержании и характере произведения.
2. Заучивание музыкального текста: заучивание музыкальных фраз, трудных переходов, сложных оборотов.
3. Работа над чистотой интонации: отработка отдельных оборотов, интервалов.
4. Заучивание и осмысление художественного текста: О чем песня? Понятны ли слова, смысл песни.
5. Работа над созданием художественного образа: уметь выражать чувства, которые выражает песня.
6. Целостное восприятие песни. Воспроизведение: Соединение всех наработанных навыков, конечный результат.

 
ЗНАНИЯ,  УМЕНИЯ,  НАВЫКИ

1.     Должны знать строение голосового аппарата.
2.     Умение правильно пользоваться дыханием.
3.     Добиваться хорошей «чистой» устойчивой интонации и чувства ритма.
4.     Знать о певческой установке.
5.     Петь ровным, плавным звуком в различных динамических оттенках.
6.     Должно развиваться чувство ансамбля.
7.     Уметь петь с сопровождением и с фонограммой.

ПРИМЕРНЫЙ  РЕПЕРТУАРНЫЙ  ПЛАН

- Не летай соловей. Р.н.п.
- Сад. Р. н.п.
- Со вьюном я хожу. Р. н. п.
- Гном. А. Батуры, С. Черного.
- Воробьиная дискотека. З. Компанейца, П. Синявского.
- Кабы не было зимы. Е. Крылатова, Ю. Энтина.
- Кожаный мяч. Я. Дубравина, В. Суслова.
- Лунная дорожка. Я. Дубравина, М. Пляцковского.
- Малиновая песенка. И. Якушенко, З. Петрова.
- Маячок. М. Славкина.
- Поросенок. Л. Бобровой, А. Усачева.
- Прекрасное далеко. Е. Крылатова, Ю. Энтина.
- Сонная песенка. Р. Паулса, перевод О. Петерсона.
- Собачкины огорчения. А. Заруба, Б. Заходера.
- Сочиненье о весне. Я. Дубравина, Н. Просторовой.
- Старушка и пират. М. Славкина.
- Ты – человек. Е. Крылатова, Ю. Энтина.
- Школьный романс. Е. Крылатова, Ю.Энтина.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

- Жарова Л. М. «Начальный этап обучения хоровому пению»// Работа с детским хором: Сб. статей/ под ред. В. Соколова. – М.: Музыка, 1981.
- Емельянов В. «Вокальные упражнения».
- Орлова Н.Д. «Развитие голоса девочек (о возрастных изменениях)». – М.: 1960.
- Огороднов В. «Вокальное искусство». – Л, 1992.
- Осеннева М.С., Самарин В. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом»// Учебное пособие, 2-е издание. – М.: Академия, 1999.
- Соколов В. Г. «Работа с хором»/ Учебное пособие. – М, 1983.
- Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». – М.: Прометей, 1992.

 
                 

Голосов пока нет
ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_2010-2012.doc71.5 КБ

Другие материалы подшивки