Компьютерная зависимость

Информационные технологии стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни. А для наших детей это уже обыденнаянормальная составляющая жизни. И это здорово! Это сильно упростило как жизнь в целом, так и ееотдельные составляющие. Это существенно расширило возможности, в том числе и обучения. Однако не все изменения нашей жизни, носят позитивный характер. Как диагностировать компьютерную зависимость? Как ее предупредить? И какие меры предпринять, если все же негативные признаки уже есть?
ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Во-первых, под общим термином «компьютерная зависимость», мы обычно объединяем такие виды зависимости, как:

● сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);
● киберрадиация (зависимость от компьютерных игр).

 
Во-вторых, обозначим, что такое компьютерная зависимость по сути.Это специфический вид (внимание!) эмоциональной зависимости.  Эмоциональная зависимость обычно связана с конкретными людьми.
В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным проводником, посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения.
Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение —один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности. Возникает вопрос: разве это плохо, что с помощью компьютера человек получил возможность быстро находить и передавать любую информацию? Что появилось больше возможностей для взаимодействия и эмоционального контакта с людьми, находящимися в разных уголках мира? Что человек может включиться практически в любую деятельность независимо от своих интеллектуальных или физических возможностей? Конечно, все это хорошо. Вопрос лишь в объеме такого рода общения в жизни человека и в том, есть ли у него другие способы удовлетворения своих потребностей и самореализации.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ?
Общение состоит из трех компонентов: коммуникация (передача информации), взаимодействие (интеракция) и перцепция (восприятие, эмпатия и прочие эмоциональные составляющие). Если в жизни человека существуют проблемы с реальным общением, то компьютер дает ему возможность заменить его на виртуальное. Раньше компьютер хорошо справлялся с такой составляющей общения, как передача информации. С появлением компьютерных игр появилась возможность компенсировать недостаток интерактивной составляющей. Когда возникли социальные сети, компьютер заполнил и перцептивную нишу общения. Таким образом, сегодня человек имеет возможность компенсировать с помощью компьютера недостаток любой составляющей общения.
Поколение гаджетов Компьютерная зависимость у подростка:
как распознать и как предупредить?
Основная проблема в том, что зачастую это —псевдообщение.
Увы, современная компьютерная индустрия научилась довольно эффективно удовлетворять и другие ключевые потребности человека. Вспомним, пирамиду потребностей А. Маслоу. Если не считать нижний уровень базовых физиологических потребностей организма, компьютер в состоянии удовлетворить все остальные уровни: и потребность в безопасности (человек находится в комфортных условиях перед компьютером, анонимность дает иллюзию защищенности), и потребность в социальной принадлежности, сопричастности (вступление в соцсетях в группы людей со сходными взглядами интересами создает иллюзию единения, дружбы) и потребность в уважении и признании (рейтинги, «лайки» и пр.), и потребность в самореализации  (победа в играх, возможность быть творческим, эрудированным благодаря Интернету).
Кроме того, непосредственно в подростковом возрасте доминантными являются также такие потребности, как потребность в независимости и самостоятельности в принятии решений, и потребность в удовольствии. Итак, если у человека есть какая-то неудовлетворенная  потребность, то он ищет способы ее удовлетворения. Чаще, в норме, одну и ту же потребность человек  удовлетворяет разными способами. Но если у него нет возможности удовлетворить свою потребность другими способами и компьютер становится единственной возможностью для этого, тогда и появляются предпосылки для формирования зависимости. А дальше зависимость формируется по следующему алгоритму:

1-й шаг. Компьютер — основной способ удовлетворения какой-то потребности.
2-й шаг. Компьютер — основной или даже единственный способ удовлетворения большинства жизненных потребностей.
3-й шаг. Компьютер сам становится потребностью,более приоритетной, чем базовые потребности.

Пример
В реальности у подростка существует неудовлетворенная потребность, скажем, в привязанности(перцептивная составляющая общения). Ему трудноустанавливать контакт и завязывать отношения. Илине удовлетворяется потребность в защищенности: всемье не все благополучно и стабильно, папа — довольно жестокий человек.Подросток начинает играть в популярную онлайн-игру BloodandSoul. Он вступает в клан, у него появляется жена, и они даже играют свадьбу. Проходяразные уровни, он получает все больше возможностей и защит, что делает его практически неуязвимым («убили – воскрес»). В итоге — иллюзия того,что он — супергерой с  успешными отношениями.
КАКИМ ПУТЕМ РЕБЕНОК ПРИХОДИТК ЗАВИСИМОСТИ И МОЖНО ЛИ ЕЕ ОБОЙТИ?
С появлением компьютера в жизни ребенка он проходит несколько стадий формирования отношения к нему:
1. Интерес. У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.
2. Увлеченность. Сколько тут всего интересного!Мне нравится. Я с удовольствием провожу время скомпьютером.
3. Зависимость. Только в Интернете я могу этосделать, я могу себя так чувствовать, я могу бытьтаким.
4. Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо,что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.При нормальной ситуации развития застреванияна стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизниподростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другиесферы своей жизни, где компьютер — важная, новсего лишь одна из многих.Но так происходит не всегда. И тогда подростокостанавливается на стадии зависимости. Это можнопонять по ряду признаков.
ПРИЗНАКИКОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

● Повышение эмоциональности, возбуждение привиде компьютера.
● Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.
● Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.
● Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.
● Снижение успеваемости.
● Отказ от выполнения домашних обязанностей.
● Нарушение сна, ухудшение самочувствия.
● Проведение ночи за компьютером.
● Злоупотребление кофе, энергетиками.
● Пренебрежение личной гигиеной.
● Еда за компьютером или забывание о еде.

Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. Кто из нас не вспомнит, что хотя бы раз в жизнипросидел всю ночь или ее большую часть за компьютером, и не из-за того, что нужно было сделатьнеотложную работу.А вот если признаков больше и проявляются онирегулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовымипотребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать три основныхшага:
1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз.(Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)
2. Провести анализ своей семейной ситуации.(Что заставляет ребенка испытывать трудности вудовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)
3. Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)
ПримерыКейс 1. Мальчик 12 лет играет в игру «Цивилизация» практически постоянно, забросил другиеувлечения, успеваемость ухудшилась. В играх-цивилизациях у игрока есть возможность создавать свои поселения, страны, миры и пр. При анализе семейной ситуации выяснилось, что мальчикживет в многопоколенной семье и делит комнату сбабушкой. Небольшое переселение, выделение мальчику личного пространства и помощь в нахождении других возможностей для конструирования, созидания чего-то (модели парусников и др. вместе спапой) позволили исправить ситуацию.
Кейс 2. Девочка 14 лет рисует своеобразныерисунки-аниме, занимаясь в художественной школе. С некоторых пор стала слишком много временипроводить в социальных сетях и практически перестала общаться со сверстниками. Анализ посещаемых ею интернет-ресурсов показал, что в основномона проводит время в группах, где собираются такие же, как она, художники. Она выкладывает своиработы, получает высокие оценки и позитивныеотзывы. Средний возраст участников таких групп,по статистике, около 18 лет.Анализ семейной ситуации показал, что папапрактически не уделяет времени дочери и даже незнает о ее увлечении, а мама относится к ее работам скептически и комментирует их в таком ключе: «Это агрессивно. Это не похоже на искусство.Странно» и т.п. Одноклассники в принципе не оченьпонимают, о чем говорит девочка, не владея тойтерминологией, которой она изъясняется. А в случаепоявления среди ее работ рисунков с эротическимитемами смеются и смущаются. В результате былопринято решение перевести девочку из школьнойхудожественной  студии в студию, где занимаютсястаршие ребята со схожими интересами.В семье родители учились обращать вниманиена ее творчество и давать позитивную обратнуюсвязь если не самой работе, то хотя бы тому факту, что ребенок увлечен, что это увлечение позитивное, что оно устойчивое и серьезное.
Второй кейс подвел нас к тому, что родительскийхарактер общения со своим ребенком нередко становится одной из причин формирования у него компьютерной зависимости. Поэтому, чтобы предупредить ее, родителям надо обратить внимание, КАКони общаются со своим ребенком. Позволяет ли этообщение удовлетворять его потребности?
Увы, чаще мы общаемся со своим ребенком так:
Негативные ярлыки,оценки«У тебя не получится»,«Ты бездарь»
Ирония,язвительность«Ну ты же самый умный»
Приказы-угрозы«Быстро замолчи!Выключи сейчас же!»
Успокоениеотрицаниемпроблемы«Да брось ты!Ничего страшного!»
Соревнование–сравнение«Мне бы твои проблемы»
Непрошеныесоветы«Вместо того чтобы…иди лучше делом займись!»
Глобальныеобобщения«Вечно ты все забываешь!Ты никогда меняне слушаешь!»
Вопросы, на которыеневозможно ответить«Ты что, издеваешься?Ты это специально?»
Предлагаем попробовать вот так:

● вместо: «Встань из-за компьютера!» сказать:«Привет, как твои дела? Что нового?»
● вместо: «Займись делом!» сказать: «Слушай,я так соскучился (-лась)! Давай что-нибудь придумаем вместе!»
Голосов пока нет
ВложениеРазмер
Файл komp.zavisimost.docx19.71 КБ
Файл komp_zavisimost.rar176.82 КБ

Другие материалы подшивки